Китайцы научили весь мир производить шелк, керамические и фарфоровые изделия, возделывать рис и чай. Они подарили человечеству бумагу, книгопечатание, компас и порох. И они же первыми создали искусственные ландшафты – сначала императорские сады и парки при дворцах, затем сады при гробницах своих правителей, чуть позже – храмовые сады, сады естественных пейзажей, сады ученых и домашние сады. В целом китайскому садовому стилю более 3000 лет. Первый газон был выращен за несколько столетий до Рождества Христова. Англичане, явившие миру пейзажный стиль всего лишь два столетия назад, – малые дети рядом с творцами ландшафтного искусства Поднебесной. Не напрасно они с таким благоговением взирают на китайский сад: для них, как и для многих других весьма искушенных садоводов, китайский сад – воплощенная гармония…
Идеалы взаймы
Сегодня рассматривают, как правило, только императорские и частные варианты сада, как наиболее интересные для подражания. Европейцы, повторимся, восхищаются гармонией китайских садов. Практически все растения, характерные для китайского сада, можно вырастить не только в теплых южноевропейских, но и в странах более холодных климатических поясов, даже в России. Россиянам, помимо прочего, импонирует обязательность ограды в китайском саду, разнообразие приемов, изобилие цвета, которого подчас не хватает жителям северных широт.
Китайское ландшафтное мастерство нельзя рассматривать отдельно от национального искусства изображения пейзажа на бумаге или фарфоре. Именно глубокое понимание композиции, умение представить мир в миниатюре помогло китайцам с такой виртуозностью создавать искусственные ландшафты. Сад в Китае не выращивается, он создается, при этом никогда не бывает лишь одной точки обзора – любым уголком сада можно любоваться с разных мест. Многоплановая перспектива создает иллюзию пространства. Все элементы сада различаются, и это гарантирует бесконечное множество образов. Частные сады, небольшие по размерам, обустраиваются так, чтобы попасть из одной точки сада в другую можно было, лишь проделав довольно длинный путь по изгибающимся тропинкам, преодолевая горбатые мостики над ручьями и миниатюрные горные перевалы.
Очень многое дала китайскому саду техника заимствованной перспективы, предполагающая включение в общий дизайн сада внешних элементов, любоваться которыми можно за пределами ограды. Маленькая копия горного хребта просто обязана занять место в саду, если ее видно из окна. Тем более что камень необходим в китайском саду…
Собственный сад – картина мира
Камень – это своеобразный скелет земли. Обилие камней в саду – характерная черта китайских садов. Каменные изваяния, естественные и рукотворные, становились предметом коллекционирования. Китайские мастера предпочитают использовать камни с видимым налетом времени – множеством отверстий, причудливых форм, с испещренной прожилками поверхностью. Камням, как правило, выделяют лучшее место в саду, размещают их в центре композиции. Обычно это известняки, добытые из озерной глубины и демонстрирующие собой, как мягкая слабая вода способна с годами изменить, казалось бы, неподвластную ей твердь. Причудливой формы камни приковывают взгляд.
Прочность камня должна компенсироваться мягкостью воды – таковы законы гармонии. Вода несет женскую энергию инь. Полная жизни вода, в представлении китайцев, – это естественной формы водоем со стоячей водой, заселенный обилием водорослей и растений, среди которых живут лягушки и плавают карпы кои. Исторически пруд в частном саду имел практическое значение – он служил источником воды для хозяйственных нужд и естественным путем увлажнял воздух. Зеркальная поверхность воды – философская составляющая китайского сада, одна из любимых метафор буддизма, обозначающая совершенный и невозмутимый дух. Отражая предметы, как они есть, зеркало никогда не дает им оценку, не сохраняет память о них и не изменяется само. Водная гладь подобна зеркалу, это ее свойство в полной мере используется в китайском саду, в частности как способ завлечь в него кусочек неба…
В садах Китая необычайно много построек, малых архитектурных форм, уголков, не имеющих сплошных стен, но огороженных плетнем или полупрозрачным экраном из растений, например бамбука. Открытые террасы, веранды, подходившие вплотную к воде, многочисленные беседки – места, откуда открывался прекрасный вид на сад…
Ради людей
Под зимним дождиком мокнет
Великий Будда
Кобаяси Исса
Скульптура в Китае – способ погружения в мифологию, одну из самых богатых в мире. Она может быть несколько гротескной, в китайском саду это допустимо. Лишь статуя Будды, вызывающая особый трепет как у китайцев, так и у японцев, создается с почтением и располагается в самом тихом и уютном уголке сада.
По китайским представлениям, стена в саду не ущемляла его естественности, а, наоборот, выделяла его пространство и как раз делала его миром в мире. С практической точки зрения она обозначала границу усадьбы хозяина или его земельных владений. Кроме того, она была также частью окружающего ландшафта, поскольку не только строилась с таким расчетом, чтобы не нарушить рельеф местности, но и следовала его складкам, взбегая вверх и ныряя вниз по склонам холмов подобно извивающемуся дракону (одному из традиционных мифологических образов в Китае и Японии).
Кстати, дракон на Востоке всегда почитался как хранитель жизни, покровитель водной стихии. Позже его стали чтить как более «домашнего» защитника – защитника человека, дома, храма и др.
Поэтому при наличии определенного воображения в причудливых изгибах стены можно увидеть и некоторое подобие дракона, защищающего пространство сада. Позднее декоративным стенам для китайского сада стали придавать отчетливую форму дракона. Образ чудища может встретиться и в качестве украшения конька садовой беседки.
Символизм растительного мира
Каждое растение в Китае имеет свое значение, известное всем. Одним из любимых растений китайцев является сосна, символизирующая долголетие и борьбу за выживание:
У южной веранды
Растет молодая сосна,
Крепки ее ветви
И хвоя густая пышна.
Вершина ее
Под летящим звенит ветерком,
Звенит непрерывно,
Как музыка, ночью и днем.
В тени, у корней,
Зеленеет, курчавится мох,
И цвет ее игл –
Словно темно-лиловый дымок.
Расти ей, красавице,
Годы расти и века,
Покамест вершиной
Она не пронзит облака.
Ли Бо
Магнолия традиционно символизирует достаток. Почти в каждом китайском саду можно встретить бамбук – символ благородства и жизненной стойкости. В мире насчитывается около 800 видов рододендронов, и для большинства из них родиной является Китай. Рододендроны вместе с примулами и горечавкой называют в Китае тремя любимыми цветами.
Из других цветов особой любовью пользуются пионы. Они обозначают аристократичность, достаток и высокий социальный статус. С одной стороны, этот цветок – символ женской красоты, с другой – мужского начала, или ян. Это одно из первых растений, которое стали использовать в декоративных целях. Сначала пионы украшали только императорские сады, затем они стали появляться в садах обеспеченных людей и лишь позже – практически в каждом саду.
Также из Китая пришли к нам хризантемы. Изначально их использовали для медицинских целей. Позже стали ценить за красоту, что, впрочем, не помешало добавлять их в некоторые виды чая.
Образ китайского сада будет не полным, если в нем не встретится миниатюрный ландшафт. Сад в контейнере – целый мир, необыкновенный, мифический. Такие мини-ландшафты были для китайцев способом отвлечения от земной суеты.
Возможно ли создание сада в китайском стиле в России? Российский климат на европейской территории страны заметно отличается от китайского. И все же многие растения с успехом будут расти и здесь.
Например, можно посадить сосну обыкновенную и формировать ее как бонсай. Органично будут смотреться сорта сосны горной. Вместо клена веерного подойдет маньчжурский или ложнозиболдовый. Из цветущих в Китае сакур или Prunus (собирательное название для слив и вишен) многие хорошо чувствуют себя и в России. Например, вишня мелкопильчатая, миндаль трехлопастной, а также абрикосы маньчжурский и сибирский, вишня войлочная, слива сахалинская. Существуют даже бамбуки, которые с успехом выращивают в нашей зоне: саза курильская, фаргезия блестящая и синарундинария блестящая.
Создание сада в китайском стиле – задача творческая, приносящая радость и удовлетворение своим творцам. В отличие от японского, китайский сад нельзя построить на крошечном участке земли – он требует пространства.
Любовь к природе, поклонение ей, стремление к гармонии помогут хозяевам сада создать уютное пространство, которое впоследствии будет оказывать необыкновенное, гармонизирующее воздействие.
Источник: Zagorod.spb.ru
myGarden.ru »2011-7-4 20:54