Если рассматривать сады мира, становится понятно, что постулат Льва Николаевича Гумилева неопровержим: климатические, ландшафтные и прочие природные условия определяют всю хозяйственную, политическую и социальную жизнь народа.
Наиболее показательны сады Китая и Японии. И хотя между садовыми стилями этих стран можно найти множество различий, нигде природа не входит в сад с такой достоверностью.
И никто, пожалуй, не относится к каждому проявлению растительной жизни более трепетно, чем китайцы и японцы.
Китайцы научили весь мир производить шелк, керамические и фарфоровые изделия, возделывать рис и чай. Они подарили человечеству бумагу, книгопечатание, компас и порох.
И они же первыми создали искусственные ландшафты – сначала императорские сады и парки при дворцах, затем сады при гробницах своих правителей, чуть позже – храмовые сады, сады естественных пейзажей, сады ученых и домашние сады.
В целом китайскому садовому стилю более 3000 лет. Первый газон был выращен за несколько столетий до Рождества Христова. Англичане, явившие миру пейзажный стиль всего лишь два столетия назад, – малые дети рядом с творцами ландшафтного искусства Поднебесной.
Не напрасно они с таким благоговением взирают на китайский сад: для них, как и для многих других весьма искушенных садоводов, китайский сад – воплощенная гармония...
Идеалы взаймы
Сегодня рассматривают, как правило, только императорские и частные варианты сада, как наиболее интересные для подражания. Европейцы, повторимся, восхищаются гармонией китайских садов.
Практически все растения, характерные для китайского сада, можно вырастить не только в теплых южноевропейских, но и в странах более холодных климатических поясов, даже в России. Россиянам, помимо прочего, импонирует обязательность ограды в китайском саду, разнообразие приемов, изобилие цвета, которого подчас не хватает жителям северных широт.
Китайское ландшафтное мастерство нельзя рассматривать отдельно от национального искусства изображения пейзажа на бумаге или фарфоре. Именно глубокое понимание композиции, умение представить мир в миниатюре помогло китайцам с такой виртуозностью создавать искусственные ландшафты.
Сад в Китае не выращивается, он создается, при этом никогда не бывает лишь одной точки обзора – любым уголком сада можно любоваться с разных мест. Многоплановая перспектива создает иллюзию пространства.
Все элементы сада различаются, и это гарантирует бесконечное множество образов. Частные сады, небольшие по размерам, обустраиваются так, чтобы попасть из одной точки сада в другую можно было, лишь проделав довольно длинный путь по изгибающимся тропинкам, преодолевая горбатые мостики над ручьями и миниатюрные горные перевалы.
Очень многое дала китайскому саду техника заимствованной перспективы, предполагающая включение в общий дизайн сада внешних элементов, любоваться которыми можно за пределами ограды. Маленькая копия горного хребта просто обязана занять место в саду, если ее видно из окна. Тем более что камень необходим в китайском саду…
Собственный сад – картина мира
Камень – это своеобразный скелет земли. Обилие камней в саду – характерная черта китайских садов. Каменные изваяния, естественные и рукотворные, становились предметом коллекционирования.
Китайские мастера предпочитают использовать камни с видимым налетом времени – множеством отверстий, причудливых форм, с испещренной прожилками поверхностью. Камням, как правило, выделяют лучшее место в саду, размещают их в центре композиции.
Обычно это известняки, добытые из озерной глубины и демонстрирующие собой, как мягкая слабая вода способна с годами изменить, казалось бы, неподвластную ей твердь. Причудливой формы камни приковывают взгляд.
Прочность камня должна компенсироваться мягкостью воды – таковы законы гармонии. Вода несет женскую энергию инь. Полная жизни вода, в представлении китайцев, – это естественной формы водоем со стоячей водой, заселенный обилием водорослей и растений, среди которых живут лягушки и плавают карпы кои.
Исторически пруд в частном саду имел практическое значение – он служил источником воды для хозяйственных нужд и естественным путем увлажнял воздух. Зеркальная поверхность воды – философская составляющая китайского сада, одна из любимых метафор буддизма, обозначающая совершенный и невозмутимый дух.
Отражая предметы, как они есть, зеркало никогда не дает им оценку, не сохраняет память о них и не изменяется само. Водная гладь подобна зеркалу, это ее свойство в полной мере используется в китайском саду, в частности как способ завлечь в него кусочек неба…
Источник: http://www.vashdom.ru
myGarden.ru »2011-11-21 20:45