Чего мудрить, скажете вы, просто нам что-то нравится или не нравится. Но всем, как известно, нравится разное. И даже не любя, скажем елки, мы можем оценить, что та композиция с хвойными однозначно хороша. Значит, критерий выбран неверно, потому что кроме субъективной оценки существуют объективные законы прекрасного. В основном это законы цвета и композиции, которым подчиняется любое произведение. Именно их мы неосознанно анализируем при восприятии гармоничности той или иной картинки. И даже их не зная, в своем творчестве либо следуем им, либо нарушаем.
Конечно, законы прекрасного одни, а сфер творчества много. Как они будут работать в ландшафте? Попробуем перевести эти правила на свой ландшафтный язык, тем более что многие понятия нам уже давно знакомы. Потому что недостаточно сказать хорошо или плохо, давайте анализировать, почему это так, а не иначе.
Итак, композиция это взаимосвязь элементов любого произведения, позволяющая добиться его законченности и единства. В ландшафте - это расположение элементов в определенной последовательности, т.е. построение пространства при помощи растений. Она строится исходя из нескольких принципов.
ТРИ + ДВА
Принцип целостности говорит сам за себя и подразумевает создание сада как целостного произведения, во взаимосвязи и взаимоподчинении всех его элементов. Именно единый художественный образ и отличает понятие образ сада от набора разрозненных элементов и растений. И если у сада есть образ, то его можно сформулировать: как тему, идею, имя, если хотите. И даже если это будет сад из множества зеленых комнат, то это будет, к примеру, Сад пяти садов или Сад контрастов. Потому что такова была концепция, а не потому, что так получилось. Но не будем отвлекаться.
Объединению сада в нечто целостное способствуют повторы в использовании одинаковых материалов, растений, цветовых решений. Повтор - это главное лекарство от разрозненности. К примеру, оформление малых форм в саду диктует дом. То есть заданный цвет крыши, фасадов и оконных проемов, материал отделки крыльца и цоколя можно повторно использовать в отделке беседки и забора, цвете огорода и скамеек, элементах мощения и подпорных стенок. Цветовое решение сада можно поддержать и продуманной посадкой растений. Конечно, современный рынок материалов и аксессуаров предлагает настолько широкий выбор, что сложно в нем не растеряться.
Профессионалы говорят, что модулей не может быть больше трех - три цвета, три формы, три материала. Причем, или - или, а не всего по три, иначе будет явный перебор. Предельно допустимая формула может звучать как три плюс два . Например, три разных размера, но не более двух оттенков, или три цвета, плюс два материала. Для малого сада эта формула является непреложным правилом. Его нарушение грозит пестротой и перегруженностью. Доводилось, к примеру, видеть отмостку, набранную из нескольких фигурных элементов, двух цветов и с рисунком сверху. Почему это плохо? Потому, что приоритеты выбраны не верно, подобный персидский ковер настолько декоративно самодостаточен, что сад к такому мощению сажать уже не нужно. Разве что только газон...
Повтор растений в саду также будет объединяющим моментом. Чрезмерно раздутый ассортимент не способствует целостности композиции. Малый сад не стоит превращать в филиал ботанического. Как не процитировать Джона Брукса, советовавшего пересмотреть список растений, выбросить половину запланированных, и удвоить то, что осталось . Более того, повторы цветовых пятен, фактуры, одновременного цветения в группах растений, которые взгляд выхватывает, многократно пересекая площадь сада, не только его объединят, но и зрительно расширят. Должно быть больше видов одного рода и сортов одного вида, большее количество одинаковых растений.
Словом, чем больше единых, перекликающихся, повторяющихся элементов и материалов будет в саду, тем более целостную, а, следовательно, более гармоничную и стильную картину мы получим. Ведь стильно - это лаконично и выразительно.
Кто в саду главный?
Целостности композиции способствует и принцип обязательной иерархии компонентов. В любой композиции всегда что-то главное, что-то второстепенное. Одно доминирует, другое подчиняется. Что главное? вот основной вопрос, который нужно себе задать. При этом иметь в виду, что этот вопрос тем острее, чем меньше площадь сада. Например, простота линий планировки позволяет наполнить сад более декоративным растительным оформлением. И напротив, сложная планировка с обилием красивых линий выделится на фоне более лаконичной растительности. Придётся выбирать: или площадка с мозаикой на мощении, или яркий цветник вокруг. Заметим, что сложные в декоративном отношении английские миксбордеры и знаменитые природные цветники просты по форме.
Все композиции в саду соотносятся между собой как доминирующие и подчиненные. Если, войдя в ваш сад, гость не знает, куда в первую очередь повернуть голову, значит, вы ошиблись с расстановкой акцентов, не смогли выделить главное. Яркое пятно и эффектный цветник не могут быть использованы в одном видовом кадре . За поворотом, за изгородью может появиться что-то новое, но не слева, справа и прямо одновременно. Есть правило, согласно которому на одну - две доминирующие группы в саду приходятся три-пять дополнительных.
Убрать акценты
Акцент - это наиболее привлекающий внимание элемент композиции, который может выделиться размером, формой, декоративной насыщенностью, яркостью цветового пятна. Если говорить о растительных композициях, то акцентными будут выглядеть растения с несвойственным для природного окружения обликом, например с вертикальной кроной или белоокаймленной листвой. Цвет листвы может быть и сезонным аспектом, а акцент в таком случае будет перемещающимся (временным или сезонным). Чтобы грамотно расставить акценты в саду, важно помнить о нескольких правилах.
Чаще мы имеем дело не с отсутствием, а наоборот - с изобилием акцентных растений, ярких пятен. Вспомним знакомую ситуацию: мы купили все самые красивые растения, принесли, посадили... Но красиво почему-то не вышло. Почему? Прежде всего, потому, что они все красивые, то есть акцентные, а для любого акцента, во-первых, нужен фон. Именно фоновые растения, скромные золушки второго плана, будут незаменимой оправой для грамотно поданного бриллианта. Во-вторых, акцент это всегда то, чего меньше. Его просто не может быть много, так как та же декоративная листва или плакучая крона, безусловный акцент и в группе, и в природе.
Сегодня мы назвали три основных принципа, на основе которых создаётся композиция. Но это не значит, что мы исчерпали тему. Создавая сад необходимо также знать, что такое пропорциональность и сбалансированность, как помогают (или мешают!) восприятию контраст и нюанс.
Автор: Людмила Белых
Источник: test.fazenda-life.ru
Фото shutterstock.com
myGarden.ru »2011-7-4 21:23