Такие сады принято называть экологическими, что не совсем верно, поскольку экология — раздел биологии, который изучает взаимоотношения живых организмов между собою и с окружающей средой. Понятно, что такие связи есть везде, где присутствует жизнь, даже в колонии бактерий в толще породы на дне океана, и совершенно точно, что в любом саду их множество. В сущности, термин «экологический сад» столь же некорректен, как, к примеру, словосочетание «плохая экология». Не слишком верно говорить и об экосистеме сада, поскольку в искусственном ландшафте, созданном человеком, не будет поддерживаться необходимое равновесие.
Сад без ухода быстро придет в упадок и зарастет агрессивными культурными растениями и сорняками. Достаточно посмотреть, во что превращаются почти природные по облику пейзажные парки, оставшиеся без ухода на несколько десятилетий. А уж сады регулярного стиля… Они приходят в упадок куда быстрее. Но если сад изначально создан с тем расчетом, что растения будут развиваться практически без участия человека, то он потребует минимального ухода. Изначально дизайн посадок не задается жестко, он будет изменяться с течением времени. Иногда кажущиеся естественными заросли требуют немалых усилий для поддержания вида, поэтому задача садовника — подобрать такие растения, которые будут уживаться, конкурировать на равных, не вытесняя другу друга, и фактически создать рукотворную экосистему; и в этом смысле подход будет вполне экологическим.
О пользе скромности
Сад всегда создается с учетом климата и традиций того региона, где он расположен. Собственно, садовые традиции и ассортимент растений всегда формируются климатом — количеством летнего тепла, осадками, зимними температурами. Казалось бы, самое очевидное — это не пытаться вырастить капризный экзот, а использовать представителей местной флоры. Но обычно бывает наоборот: садоводы готовы тратить много денег, времени и сил на уход за капризулями, которые почти неизбежно влачат жалкое существование.
Сады, составленные с использованием растений местной флоры, куда более устойчивы к неблагоприятным условиям окружающей среды и тем климатическим катаклизмам, что периодически случаются.
Вообще, изменения климата интересны сами по себе, и не исключено, что только деятельность человека сумела остановить очередной ледниковый период (или не сумела, о чем мы узнаем в ближайшие десятилетия). Но доподлинно известно, что в течение последних тысячелетий бывали продолжительные холодные периоды, когда зимой замерзали Черное и Адриатическое моря. Можно себе представить, что творилось на широте Петербурга! Лето было коротким, прохладным и снежным. Подобные климатические изменения наступают отнюдь не по рецепту голливудского фильма «Послезавтра», но зима с 40-градусными морозами может случиться у нас в любой год. И при создании садов об этом не стоит забывать, чтобы не остаться в итоге с кучей погибших экзотов.
Однако не только зимние холода становятся препятствием (хотя это основная проблема при нашем климате), но и летний зной или сухость воздуха. Автору этих строк довелось видеть в окрестностях Сан-Франциско, где летом стоит жара под 40°С, туманообразующую установку, которая была необходима для выращивания экзотических рододендронов в палисаднике у жилого дома — там было слишком сухо и жарко для этих выходцев из гор. Во многих ботанических садах есть специальные оранжереи для высокогорных растений, где летом создается прохлада. Возникает вопрос: почему же люди, не помешанные на коллекционировании растений (сад коллекционера — это совершенно особый жанр), а просто желающие облагородить окрестности дома, так гонятся за непривычной флорой и строго загнанным в стилистические рамки садом? Скажем, хороший газон требует постоянного внимания: стрижки, прополки, удобрения, подсева… Стоит ли это искусственное образование таких усилий и не проще ли заменить его дикой лужайкой с полевыми цветами?
Именно такими вопросами стали задаваться британские ландшафтные дизайнеры к началу XX века, когда англичанам приелась искусственность и жесткость садов той эпохи. Кроме того, по мере развития капитализма, а значит, и роста уровня жизни, садоводство стало доступно большему числу людей. Но традиционный сад, даже пейзажный, требует постоянного вмешательства человека для поддержания его в хорошем состоянии.
А следовательно, на большом участке нужен недешевый штат профессиональных садовников, а на маленьком — на уход за флорой придется тратить весь досуг.
Нашествие диких цветов
Участники «Движения искусств и ремесел» Уильям Робинсон (садовод и журналист) и Гертруда Джекилл (художница и садовник) изучали природные сообщества растений и пытались использовать экологический подход на деле, учитывая наблюдения при создании композиций. Робинсон пропагандировал принципы натурализованных, диких посадок, которые и создают хаотичное очарование английского коттеджного сада, столь любимого многими садоводами. Джекилл, знаменитая тем, что первой применила теорию цвета при построении садов, стала активно вводить в миксбордеры местные виды растений. Собственно, именно такой бордюр, сочетающий в себе и броские садовые формы, и неяркие дикие виды растений, известен как английский миксбордер. (Забавный факт. Джекилл — фамилия героя известного романа Роберта Стивенсона. Писатель был другом брата Гертруды и назвал в его честь одного из своих персонажей.)
Континентальная Европа тоже не сидела сложа руки. Голландский биолог Жак Тийссе занимался воспроизведением в городском парке растительных сообществ, характерных для окружающего ландшафта. Немец Карл Форстер вводил новые растительные материалы в сад, делая особый упор на травы и многолетники, и строгий экологический голландский подход был смягчен групповыми посадками растений, которые стали популярны у садоводов. Было положено начало диалогу сторонников дизайнерского и экологического направлений в формировании ландшафтов, хотя еще недавно казалось, что они непримиримы. Что характерно, экологический подход при создании сада родился там, где дикой природы почти не осталось.
«Местные сады», как их называет английский ландшафтный дизайнер Джон Брукс, то есть сады, где широко используются представители местной флоры, широко распространились по миру — Британия, Прованс, Калифорния, Новая Зеландия (которая своими злаковыми композициями свела с ума весь мир, и теперь злаки вновь стали одними из основных декоративных растений), Россия. Использование местных растений — диких видов или близких к ним сортов — позволяет связать участок с окружающим ландшафтом. Это особенно важно, если сад находится среди нетронутой природы: куда естественнее выглядят посадки, растворяющиеся в окрестном лесу или луге, когда культурные растения постепенно, по мере удаления от дома, сменяются дикими видами и сад незаметно переходит в окружающий ландшафт.
Даже в малознакомом месте, чтобы выбрать подходящие растения, достаточно походить по поселку и ознакомиться с ассортиментом, растущим у соседей. Пусть вас не пугает кажущаяся одинаковость сада, ведь именно те растения, которые посажены на большинстве окрестных участков, отличает устойчивость к условиям среды. Кроме того, если у вас будут те же цветы, что и у соседей напротив, это опять же создаст зрительную связь сада с окрестным ландшафтом.
Один из принципов природного сада — свобода для растений. Здесь они получают возможность расползаться и размножаться самосевом. Посадки сами собой приобретают дикий облик, и в итоге возникает эффект лоскутного одеяла. Важно использовать бедную почву, чтобы растения не жировали и не израстались слишком быстро.
Подбор видов зависит от почв, освещенности, режима увлажнения, поэтому даже на одном участке только с использованием экологического подхода можно создать совершенно разные растительные сообщества. Вообще, значение имеет масса мелочей, к примеру, из-за различной освещенности под пологом леса и с северной стороны дома будут лучше развиваться разные виды. Чтобы избежать появления однолетних сорняков и облегчить уход за посадками, почвы следует замульчировать гравием, дробленой корой или древесиной — также в зависимости от места и высаженных растений.
Большую роль играет цветовая гамма и форма растений. Поскольку в лоскутном одеяле такого сада будут хаотично перемешаны разные виды, которым невозможно отвести определенное место, они должны сочетаться. Гертруда Джекилл и многие другие садоводы были художниками или учились работать с цветом. Клод Моне тоже приложил много усилий, создавая свой сад, который, как нетрудно догадаться, по тому же принципу цветовых пятен, что и полотна. Наш современник Пит Удольф, пожалуй, самый известный на сегодняшний день голландский дизайнер, считает более важными форму и структуру растительных сообществ, а цвет использует только для создания атмосферы. Поэтому предпочитает в композициях растения с неяркими и воздушными соцветиями.
Сад не только для людей
Природный сад послужит убежищем для мелких млекопитающих, птиц, рептилий, амфибий и насекомых. В нем создаются места, где животные сумеют найти защиту, пищу и места для размножения. Во многих садах есть уголки, привлекательные для дикой фауны, но, как правило, они редки и не образуют единого пространства — «коридора», где животные могли бы существовать в урбанизированной местности.
В саду, предназначенном не только для людей, создаются сомкнутые посадки деревьев и кустарников в виде непрерывно тянущейся зоны. Деревья подбираются такие, которые удобны для гнездования и ночлега, а невысокие кустарники и травы образуют нижний ярус — обиталище мелких птиц, млекопитающих и земноводных.
Разным видам животных нужны разные «места для жизни»— пруд, лес или поляна, — поэтому создаются и поддерживаются условия, привлекающие и удерживающие всех представителей фауны. Для сада подбираются неяркие виды и сорта с умеренной скоростью роста и высаживаются так, чтобы образовались плотные заросли.
Флора в течение всего года обеспечивает животных питанием: листьями, пыльцой, семенами, ягодами. Переплетения побегов создают убежища для многих обитателей, в том числе и зимой. Кроме того, можно сделать кормушки и домики, но предусмотреть, чтобы животные могли убежать или спрятаться от хищников (например, кошек). Разумеется, сад должен быть не только приспособленным для животных, а еще и функциональным и красивым с точки зрения человека.
Наибольшего внимания при создании требуют искусственный пруд и болотце, по крайней мере первое время. Чтобы пруд смотрелся естественно, края его не должны быть крутыми, с четкими бортиками. Пологий берег удобен для прибрежных животных — лягушек, жаб, тритонов, стрекоз, а птицам и зверям будет комфортно плавать и пить. Глубина — не меньше метра, чтобы пруд не промерзал целиком. К тому же это позволит посадить разные растения: от кувшинок в самом глубоком месте до болотных видов по краям. Дно следует засыпать слоем гальки — при колебаниях уровня воды не должен быть виден гидроизоляционный материал.
Уход за садом минимален, но он подчиняется определенным требованиям. Деревья и кустарники нужно подрезать в конце зимы, до того как птицы станут вить гнезда. Осенью не надо торопиться убирать листья и побеги растений, поскольку они обеспечат убежище насекомым, а семена станут кормом для птиц. Опавшую листву лучше собрать в кучи — там могут заночевать мелкие грызуны. Весной не стоит убирать все засохшие стебли, а оставить хотя бы немного материала, из которого птицы будут строить гнезда. Кирпичи, плитка и шифер, сложенные в кучу, приютят на зиму земноводных и улиток. Химикаты в таком саду под запретом, поскольку они могут послужить причиной гибели животных, а с вредными насекомыми и слизнями обитатели справятся сами. Не стоит часто применять удобрения, поскольку избыток питательных веществ в почве приведет к быстрому росту части видов в ущерб остальным. Источником бесплатного удобрения станет компостная куча, в которой к тому же будет комфортно жить дождевым червям и микроорганизмам. Такие сады особенно популярны в странах, где нетронутой природы почти не осталось.
Вокруг можно встретить множество растительных композиций удивительной красоты. Мне часто попадаются такие природные сады. К примеру, неподалеку от Выборгского порта ирисы, осоки, конский щавель и ситники образуют прибрежный садик, привлекающий формой и фактурой листвы.
Около Белоострова лежащие рядом с пушицей камень и коряги придают болоту легкий флер японского сада. В низине у Пулковского шоссе нельзя не обратить внимание на большие листья конского щавеля, гармонирующие с малиновыми свечками дербенника. Природой создано множество композиций, которые вполне достойны садовой выставки. Поэтому неудивительно, что она способна подсказать массу идей для сада. Стоит только приглядеться.
Источник: Zagorod.spb.ru
myGarden.ru »2011-7-4 20:55