Меж тем еще сто–двести лет назад наши предки, владеющие огромными особняками где-нибудь в окрестностях Петербурга или Москвы, норовили отвести под оранжерею едва ли не самое лучшее место в своей усадьбе. Здесь предавались светским утехам и устраивали званые обеды, принимали гостей, а иногда и просто выращивали экзотические плодовые растения. В очередной раз подтверждая цикличность исторического развития, сегодняшний хозяин загородного дома, независимо от принадлежности к числу любителей разных ботанических изысков, тайно или открыто мечтает о собственной оранжерее. Она становится своего рода приметой времени, свидетельствующей о респектабельности, достатке, социальном статусе и, все чаще, хорошем вкусе ее владельца: огромная, занимающая десятки квадратных метров или совсем небольшая, в которой всего несколько цветочных кашпо. Главное – чтобы в пределах дома было такое место, куда на время можно скрыться от суеты и ежедневных проблем и «слиться» с природой, окунувшись в обстановку покоя и гармонии. Неслучайно в ряде европейских языков словосочетание «зимний сад» долгое время носило характер именно метафоры, означающей некую сказочную страну, мир фантазии, что так отличается от реальности.
Украшать жилище растениями в вазах и кадках люди начали еще в незапамятные времена. Широко использовали небольшие деревца и кустарники в интерьере древние египтяне. Как известно, несколько тысячелетий насчитывает искусство бонсаи, зародившееся в Китае и получившее распространение в Японии. Мода на специальные помещения для содержания растений в доме была известна в эпоху расцвета Рима. Средневековая Европа в силу климатических условий была вынуждена придумывать всевозможные постройки, предназначенные для зимовки растений. И хотя разборный деревянный домик с застекленной южной стороной, отапливаемый обычными печами, еще весьма отдаленно походил на большую оранжерею, вошедшую в обиход много позже, совершенно очевидно, что попытки устроить в жилом доме зимний сад имеют богатую предысторию.
Террариум – в массы!
Долгое время зимние сады оставались уделом не просто состоятельной элиты, а правящей верхушки общества. Королевские дворы разных стран оказались наиболее «отзывчивыми» на новшество. Несколько столетий европейские монархи стремились перещеголять друг друга, устраивая в своих резиденциях помещения с огромными окнами, где круглый год цвели деревья в кадках. Так появилась знаменитая оранжерея в Версале в эпоху Людовика XIV, так возник немецкий «Анти-Версаль» Фридриха в Потсдаме и мир узнал множество других, не менее эффектных королевских «забав». Однако понятно, что подобное увлечение стало отнюдь не массовым. Кроме того, в силу конструктивных особенностей таких построек и, соответственно, создаваемых в них климатических условий, их с большим натягом можно было назвать зимним садом. В привычном нам образе зимний сад возник несколько позже, в середине XIX века. Именно тогда некий англичанин по фамилии Уорд, культивировавший в своем лондонском палисаднике редкие виды тропических растений, заметил, что, помещенные в небольшую стеклянную камеру, многие из них чувствуют себя гораздо лучше. Вскоре оказалось, что, помимо защиты от холода и неблагоприятной экологии большого города, применение такого «колпака» (получившего название «террариум») позволяет поддерживать внутри стабильную температуру и влажность, обеспечивая оптимальные условия для роста и жизнедеятельности зеленых питомцев.
Скорее всего, мысли об эстетической сущности понятия «зимний сад» были в то время еще довольно абстрактны – превалировала практическая сторона вопроса: выращивание лимонов, алоэ и фикусов, приносящих несомненную пользу. Увлечение это приобрело поистине массовый характер сначала в Англии, а затем и повсеместно в Европе. Довольно быстро гастрономические преимущества зимнего сада отступили на второй план, и он оказался просто модным элементом жилого интерьера.
Наступление новой эпохи всячески способствовало распространению зимних садов. Тем более что развернулось производство необходимых для их застекления каркасов. Постепенно зимний сад стал превращаться в обязательную составную часть особняка, выполненного в лучших буржуазных традициях. Многообразие форм старых зимних садов и застекленных веранд до сих пор не перестает изумлять даже сегодняшнего обывателя, казалось бы искушенного в вопросах дизайна. К сожалению, большинство архитектурных шедевров под названием «зимний сад» были разрушены в ХХ веке. И к счастью, наши дни оказались временем очередного возрождения этого искусства.
Немного стиля в домашней саванне
Осознать преимущества зимнего сада на практике мы сумели не так давно. Этому способствовал, конечно, рост благосостояния и связанный с ним бум загородного строительства. Для многих частный коттедж давно «перерос» уровень дачи и превратился в резиденцию для круглогодичного проживания. Соответственно, возросли и требования к ее внешнему виду и к внутреннему обустройству. Наряду с желанием придать частной собственности индивидуальность, не последним аргументом в пользу зимних садов стали и современные технологии: создание легких в уходе конструкций вкупе с современными методами остекления позволили обеспечить в доме с прилегающим к нему зимним садом идеальный комфорт.
Как и в прошлые века, сегодня зимний сад в интерьере дома – это и модно, и красиво, и полезно. Согласитесь, минуты, проведенные вечером в собственной «оранжерее», в окружении семейства, скажем, финиковых пальм, с распустившимися на них нежными светло-желтыми цветами, под звук льющейся воды и пение «райских птиц», никак нельзя сравнить с банальным отдыхом в гостиной перед телевизором.
Конструктивно зимний сад не должен выбиваться из общей стилистики дома. Это снаружи. Внутри – достаточно некоторого соответствия тому помещению, откуда планируется выход в оранжерею. И если, например, интерьер гостиной решен в классическом стиле, с колоннами, мраморным камином и картинами в золоченых рамах, вряд ли такой обстановке добавит шарма традиционный японский сад, разбитый здесь же, в открывающейся взору стеклянной пристройке. В дизайне зимнего сада (как, впрочем, и любого другого помещения) важно уловить настроение, соответствующее общей атмосфере. Сделать это не так просто, поскольку растения, в отличие, скажем, от объектов материальной культуры – стульев, столов, буфетов, диванов и проч., – плохо поддаются строгой классификации по стилям. Нет, разумеется, существуют стереотипы, равно как и любители их нарушать, но при этом необходимо помнить, что обитатели зимнего сада – живые и им нет дела до понравившегося вам стиля. Для них главное – комфортные условия жизни, зависящие в том числе и от добрых отношений с соседями. Наверное, поэтому-то, как показывает практика, лучше всего удаются зимние сады, составленные из видов, произрастающих в одном климатическом поясе и нуждающихся в сходных условиях содержания. Так что представителей экзотической флоры, которые, без сомнения, украсят собой любую застекленную веранду, не стоит перемежать с родными березками. Выглядеть это будет так себе, и с уходом масса проблем.
Исходя из метража
В огромной степени внутреннее наполнение зимнего сада зависит от архитектуры помещения. Если площади и объема достаточно, можно позволить себе так называемую «классику субтропического зимнего сада» – пальмовую оранжерею. В просторном помещении деревья будут и чувствовать себя хорошо, и выглядеть гармонично. А вот высокие потолки оранжереи при сравнительно небольшой площади идеально подойдут в качестве демонстрационной площадки для всевозможных лиан. Например, для быстрорастущей (до 2,5 м в год!) тетрастигмы Вуанье, которая эффектно оплетет арочные перекрытия, колонны и прочие архитектурные изыски. Или для монстеры. Кстати, если этой древовидной лиане создать условия, «как на родине», то она может и зацвести, и даже плоды дать. Соблазнительно, не правда ли, угостить друзей невиданным доселе плодом, по внешнему виду напоминающим початок кукурузы, а по вкусу – ананас!
Что касается влажных тропических лесов, то их имитацию, к сожалению, не удастся осуществить в зимнем саду при доме. Амазонским заводям с крокодилами и игуанами больше подойдет оранжерея, отделенная от жилого пространства, – дело в том, что в ней придется создать не вполне комфортный для человека климат. Поэтому если хочется, чтобы гостиная переходила в ландшафт плавно, без дополнительных дверей, окон и прочих разделяющих конструкций, лучше остановить выбор на чем-то более для нас традиционном. Например, альпийской поляне с множеством видов мхов и лишайников, цветками антирринума и хвойными. Кто сказал, что растения нашей родной средней полосы менее красивы, чем всевозможные заморские экзоты, – отнюдь нет, нужно лишь правильно выбрать виды. Туя и можжевельник уж точно будут смотреться ничуть не хуже каких-нибудь тропических гостей. Впрочем, все это актуально для большого сада. А в миниатюрном можно поселить и обычные гибискус и толстянку, драцену и спатефиллум, цитрусовые или тот же фикус – словом, те растения, которые прекрасно живут в комнатных условиях.
Помимо общей архитектурной формы и самих растений, существует масса дополнительных деталей, устройств, элементов и материалов, которые помогут сделать зимний сад более функциональным, придать ему изящный вид, подчеркнуть индивидуальность. В качестве покрытия в зимнем саду обычно служат керамическая плитка, песок или гравий. Однако нет предела фантазии, поэтому в зависимости от стиля это могут быть и деревянные мостки, и кирпичная кладка, и мозаичные наборные площадки, и обычный цементный пол, а то и что-нибудь совсем неожиданное. Украсят и разнообразят «зеленый дом» каменные сооружения; в зависимости от выбранной стилистики сада это могут быть, например, водопады или искусственные скалы, чаши водоемов с декоративными барельефами или небольшие скульптурные композиции. Если площадь позволяет, чрезвычайно эффектно будет смотреться мебель – кованая или ротанговая, рядом с изделиями из керамики, бронзовыми фигурками, какими-то необычными аксессуарами и проч.
Как бы там ни было, зимний сад всегда будет оригинальным решением интерьера загородного дома. Особенно профессионально организованный и созданный по всем законам жанра.
Источник: Портал zagorod.spb.ru
myGarden.ru »2011-7-4 20:09