Стильный сад
Тропинки играют особую роль в планировке ландшафта и определяют его стиль. Сегодня существуют разнообразные способы оформления парковой зоны. Каждый человек выбирает их согласно своим вкусовым предпочтениям: японский сад, экзотические мавританские ансамбли с фонтанами и декоративными водоемами, итальянский дворик с живой изгородью и мощеной площадкой или модерновую скульптурность объемов. Но самыми актуальными являются французский сад и английский пейзажный парк.
Французский парк – воплощение прямых и четких линий. Его отличает жесткое планирование всех декоративных и садовых элементов. Самый изысканный пример – сад Версаля со своими яркими геометрическими формами, которые придают ему особую торжественность и шик. "Французская" система дорожек строга, ее особенность – регулярность и симметрия. Главная дорога всегда совпадает с основной композиционной осью.
Английский сад совсем иной. Его особое очарование составляет естественная красота природы, нарочитая небрежность, свободная планировка. Дорожки здесь под стать: то появляются, то вдруг исчезают между кустами, причудливо огибают стволы деревьев.
Как видно, дорожка становится одним из важнейших элементов сада – не только правильно организует пространство, но и доставляет эстетическое удовольствие и становится естественным его завершением.
Выбери меня!
Для того чтобы не ошибиться в выборе материала для создания садовых "направляющих", следует учесть несколько факторов.
Во-первых, это специфика ландшафта (рельеф местности, стиль парковой зоны) и архитектура дома, а также других строений на участке. Так, если коттедж или его часть облицованы камнем, то этот же материал специалисты рекомендуют применять и в прилегающих к нему тропинках. Если дом и приусадебная территория расположены среди сосен, рекомендуется сделать насыпную дорожку из коры деревьев или использовать плитняк.
Значение имеют технические требования, предъявляемые к дорожкам (максимальные нагрузки, условия эксплуатации) и ограничения по технологии укладки и использовании материала. Если, например, речь идет о главной дороге, идущей от ворот к дверям, ведущим в дом, а также о "магистрали", ведущей к гаражу, то для них нужно выбрать прочное и практичное покрытие. Чаще всего это либо мощение бетонными и каменными плитами, кирпичом или тротуарной плиткой, либо монолитная конструкция из бетона или асфальта.
Следует учесть климатические условия местности и особенности почвы. К примеру, в Сибири из-за специфики природных условий существует понятие морозного пучения. Потому так часто по окончании зимнего сезона появляются трещины и деформации на поверхности садовых дорожек. Эта проблема возникает в результате увеличения объема грунта при его замерзании. Избежать ее можно, если правильно обеспечить сток поверхностных вод устройством дренажной системы и постоянно следить за ее состоянием. Специалисты рекомендуют прокладывать дорожки осенью. За зиму они дадут усадку, выявятся возможные погрешности укладки. Эти дефекты устраняют весной, пока земля не отдала влагу.
От гальки к камню
Существует масса материалов, предназначенных для покрытия дорожек. От них зависит не только эргономичность и практичность парковой "пешеходной зоны", но и общая гармония композиции дома и сада.
По технологии изготовления материалы для тропинок специалисты разделяют на мягкие, жесткие, комбинированные и специальные. У каждого типа есть своя изюминка и свое особое предназначение.
Начнем с мягких. Из них традиционно делают самые простые насыпные дорожки. Щебень, кора деревьев, песок, гравий, словом, все, что сыпется и чего пожелает душа. Размер фракции таких веществ – до 1,5–2 см. Чем меньше размер фракции, тем дорожка удобнее для прогулки.
Чтобы предотвратить расползание материала, подобные насыпные "магистрали" снабжают бордюрами. Особенно эффектно такие дорожки смотрятся в сочетании с "живой" окантовкой из цветов. Конечно, при условии, что растения составляют с дорожкой и окружающим пространством единое гармоничное целое.
Насыпные покрытия, словно краски, в руках умелого художника позволяют творить настоящие шедевры на садовых аллеях. Сочетание разноцветной мраморной или гранитной крошки, коры деревьев, гальки, позволяет создавать удивительные мозаичные картины. Главное – решить, что хочется нарисовать с их помощью.
Последняя новинка – использование при создании насыпных дорожек скорлупы кедрового ореха. После того, как пройдет пара лет, ее можно использовать на благо почвы садового участка. У кедрового плода лишь один минус – его легкость, за счет чего он может выдуваться ветром. Правда, если хорошо притрамбовать материал, то дорожка из него будет долговечной.
Когда материал для насыпной дорожки выбран, его выкладывают на тщательно подготовленное основание тонкими слоями. Каждый из них трамбуется катком или виброплитой.
Жесткие покрытия, как правило, занимают на участке наибольшую площадь. Основной материал, который используется для их создания, – это натуральный камень. Его природное происхождение, красота, долговечность, многообразие цветов и форм позволяют использовать его не только для мощения, но и для создания различных декоративных элементов ландшафта, например, парковых скамеек или бордюров.
Для оформления дорожек можно использовать как обработанный, так и необработанный материал. Обработанный камень (колотый, пиленый) – это габбро, гранит, диабаз, кварцит. Многие из них относятся к магматическим породам, а потому обладают особой износостойкостью и прочностью. Их цветовая палитра чрезвычайно разнообразна: оттенки гранита варьируются от светло-серого до темно-красного цвета, базальт черен, как ночь, цвета габбро изменяются от серого до черного, а диабаз окрашен в благородный зеленовато-серый цвет. Из этих природных материалов традиционно изготовляется брусчатка трех основных типоразмеров: 5х5, 10х10 и 10х20 см. Также из них делают специальные плиты для мощения, которые в зависимости от сорта и месторождения различаются по структуре и оттенку.
Из необработанных пород чаще всего применяют для кладки песчаник, туф, доломит, сланец, кварцит, гранит. Эти осадочные натуральные материалы имеют более пористую структуру, чем их собратья, и, как правило, используются в виде плит, рекомендуемая толщина которых – не менее 4 см. Поскольку некоторые из этих пород способны впитывать влагу, не лишней будет обработка специальными водоотталкивающими составами. Процедуру стоит проводить один раз в три года.
Популярной является галька различных видов – морская, озерная и речная. Из этих маленьких цветных камешков получаются, например, оригинальные мозаичные дорожки с орнаментными вставками.
Издревле для мощения дорог и дорожек всевозможных размеров применяется дерево. На Руси существовали целые поселения и города, где улицы были выложены из бревен. Времена меняются, но традиции остаются неизменными, и сегодня дизайнеры по-прежнему рекомендуют использовать древесину в организации пешеходных зон на прилегающей территории коттеджа. Среди различных пород дерева выделяется лиственница. Она привлекает исключительным по своей красоте оттенком янтарного меда, прочностью и влагостойкостью. Сегодня из лиственницы делают так называемый "садовый паркет" – квадратные и треугольные секции, набранные из широких реек. Для мощения деревянных тротуаров существуют специальные обработанные доски с профилем "вельвет", который исключает скольжение в дождливую погоду.
Одно из возможных стилевых решений – мощение дорожек деревянными шашками высотой 8–10 см. Однако специалисты говорят, что "магистраль", выполненная из них, может оказаться недолговечной. Потому рекомендуется выбирать высоту в 40 см и выше.
Деревянные тропинки выглядят естественно и изящно. Для того чтобы конструкция была прочной, почву снимают на 25–30 см, затем укладывают на выбранное место песок в несколько слоев, каждый из которых необходимо тщательно трамбовать и поливать водой. Поверх песка насыпают слой щебня или гравия. После всех этих процедур можно приступать к укладке деревянных брусков. Если они выполнены в форме прямоугольника, то между ними нужно оставлять зазоры в 5 мм. Если же бруски круглые, то начинается работа с укладки самых больших, а пространство между ними заполняется их собратьями меньшего размера. Для придания конструкции прочности дорожку стоит закрепить досками. И не забудьте, что любую древесину нужно обработать антибиокоррозийным составом, который подарит ей долгую жизнь.
Мощение дорожек клинкерным кирпичом на сегодняшний день считается самым дорогим. Этот материал изготовляют путем высокотемпературного обжига. Отсюда его высочайшая прочность и влагостойкость. А добавления металлов в состав клинкера придает ему утонченный блеск. Поэтому он ценится очень высоко и производится специально для кладки садовых дорожек. Цветовая палитра клинкерного кирпича удовлетворит самый взыскательный вкус: охристый, красный, синевато-черный… А его прочность и водостойкость, без сомнения, порадуют любого пешехода и сохранят тропинку в идеальном состоянии на долгие годы. Рекомендуется укладывать кирпич на слой гальки или щебня, применяя раствор толщиной 2–2,5 см.
Иногда садовые дорожки выкладывают напольной плиткой. Вариант, может быть, и изящный, но, с точки зрения практичности, не лучший. Керамика хрупка, плохо воспринимает капризы погоды и, наконец, в дождливую погоду превращается в настоящий каток. Поэтому лучше обратить внимание на тротуарную плитку и декоративные элементы. Они обладают небольшой толщиной (от 45 до 80 мм) и необычным внешним видом. Свое название декоративные элементы берут от формы – "ракетка", "катушка", "шестигранник", "клевер", "волна". Впрочем, это уже классика. А вот всевозможные "черепашки", "рыбки" и "листья" появились на рынке не так давно, но уже снискали уважение покупателей, склонных принимать нестандартные решения в оформлении своего жилого пространства.
Благодаря добавлению современных отвердителей прочность элементов для мощения в 1,5–2 раза выше, чем у бетона, морозоустойчивость достигает 300 циклов, а краски фактически не выцветают. Стоит отметить, что их цветовая палитра очень широка – от самого простого серого до изысканных зеленого и красного. Кроме того, современные технологии позволяют идеально передавать текстуру и цвет практически любого материала, например, гальки, булыжника, брусчатки и даже дерева.
Существует два основных метода производства тротуарной плитки – вибролитье и вибропрессование. От них зависят свойства материала.
Вибропрессованные изделия обладают большей декоративностью, чем вибролитые, но менее износостойки. Их производство заключается в вибрации, прессовании и выдержке в паровой термокамере. Вся операция занимает 48 часов. Такая плитка требует обязательного бордюрного обрамления и предохранения от водяных струй из водостоков. Вибропрессованные плиты не слишком хорошо переносят зиму и механические воздействия.
Вибролитые изделия отлично подходят в том случае, если предполагаются большие нагрузки. Они прочнее и дороже вибропрессованных. В их состав входит не песок или щебень, а гранитная крошка и специальные пластификаторы. Технология их производства сложнее и занимает больше времени (такие плиты изготавливают в течение месяца). Вибролитую плитку также отличает гладкая глянцевая поверхность. Но каким бы ни был тип плитки, специалисты советуют укладывать ее на сухую смесь (речной песок и цемент в соотношении 1:6–1:3) на песчано-гравийную подушку.
Комбинированные покрытия сочетают в себе элементы жесткого и мягкого покрытий. Их множество, и роль главной скрипки играет фантазия дизайнера. Удачное соединение различных материалов превращает садовую дорожку из обыденной пешеходной зоны в центральный объект ландшафтной композиции. Например, отсыпка галькой или песком может служить органичным переходом от декоративного бетона к живой зелени. Кстати, есть в ее использовании и практическая составляющая: она может сыграть роль дренажа для примыкающего газона. Это необходимо для того, чтобы его не размывало водостоком.
Специальные покрытия, в отличие от трех предыдущих, появились относительно недавно. К ним относится, например, декоративный бетон. "Лондонская мостовая", "австралийский тесаный камень", "датская брусчатка" становятся доступнее с его помощью. Такой декоративный эффект возникает за счет окраски в нужный цвет, формования и покрытия специальным герметиком. Последний не только "лакирует" покрытие и подчеркивает декоративный эффект, но и препятствует испарению воды из слоя, обеспечивая его надежное затвердевание. Дополнительную прочность этому материалу придают полипропиленовые волокна, входящие в его состав. Такая дорожка долговечна и может базироваться на старом бетонном основании.
К группе специальных покрытий относятся дорожки, изготовленные из сотовидных панелей или газонных решеток. Материал изготавливается из полиэтилена высокого давления и отходов пластмассы большой плотности, имеет сотовидную структуру. Отсюда и его название. Такую решетку устанавливают на подготовленное основание и засыпают землей. Затем сеют траву. В итоге получается очень прочный газон, который выдерживает нагрузку до 200 т/м. Он может быть не только пешеходной зоной, но и стоянкой для машины.
Последнее веяние моды – дорожки из живых цветов. Только представьте, как приятно шагать по зеленому благоухающему ковру! Лучше всего для создания такой тропинки подойдет тимьян, который также называют чабрецом или богородской травой. Его побеги растут быстро и формируют плотные коврики длиной до 60 см. Запах растения чрезвычайно приятен и усиливается при ходьбе. Большой плюс этого растения в том, что оно не требует кропотливого ухода и устойчив к засухе. Солнце и влага – вот и все, что необходимо тимьяну для того, чтобы радовать глаз своих хозяев.
Строим без ошибок!
Для того чтобы правильно спланировать дорожную сеть на своем приусадебном участке и сделать ее долговечной, нужно соблюдать ряд нехитрых правил.
Дорожки должны быть эстетичными и удобными. Их ширина, как правило, варьируется от 0,5 до 1,3 м и зависит от назначения. Главная дорога к дому – самая широкая, второстепенные дорожки уступают ей в величине, но при этом дают возможность свободно разойтись пешеходам. Для этого их ширина должна варьироваться от 0,5 до 0,8 м. В том случае, если дорожка оборудована бордюром, не стоит поднимать его на высоту, превышающую 7 см.
В создании садовых дорожек можно применять новейшие технологии, например, электропрогрев дорожного полотна. Так оно быстрее высыхает после дождя, а зимой избавляется от наледи и снежного покрова.
При формировании дорожки ее основанию нужно уделить не меньше внимания, чем "верхней" части пешеходной зоны. Ведь именно от его качества будет зависеть, насколько долго тропинка сохранит свой первозданный облик.
Основание дорожки, которой предстоит постоянно испытывать большие нагрузки, скажем, от движения автотранспорта, на суглинистых и глинистых почвах требует закладки на уровне не менее 50 см. На хорошо несущих грунтах глубина основания может быть 30–35 см, а слой песка – 15 см. Для пешеходных дорожек достаточно снять почву до уровня 20–30 см. Трамбование гравия, щебня и песка необходимо проводить для каждого слоя (по 5–7 см), обязательно поливая их водой.
Чтобы повысить срок службы и прочность основания, сегодня активно применяют геотекстиль. Он был разработан как элемент дорожного покрытия для районов с вечной мерзлотой. Благодаря своей прочности геотекстиль также препятствует прорастанию сорняков. Словом, сплошная польза.
Если требуется обеспечить хороший водосток, сделайте профиль выпуклым. У широких дорожек уклон от оси к краям должен быть примерно 2–3 см на погонный метр. В том случае, если дорожка имеет уклон 5 см на каждый метр (особенно это касается насыпных садовых магистралей), необходимо сделать ступеньку. Чтобы верно рассчитать ее размер, нужно использовать простое правило: две высоты ступеней плюс глубина (ширина) должны быть не менее длины шага (60–67 см).
История создания садовых дорожек насчитывает не один век. Их начали создавать еще в Древнем Риме. Затем свои особые парковые уголки начали устраивать в Японии и Китае… Ход времени неумолим, но все же кое-что остается прежним: мы и сейчас стараемся организовать свою садовую пешеходную систему такой, чтобы она осталась в памяти на долгие годы.
Источник: www.gvozdik.ru
myGarden.ru »2012-6-10 23:56