«Дорожная сеть» связывает между собой отдельные зоны и на скромном дачном участке, и в большой современной усадьбе. Но и само покрытие дорог должно гармонировать как с частностями, так и с целым: с архитектурой хозяйского дома, вспомогательными постройками, малыми архитектурными формами, с общей стилистикой сада. При этом по одним тропкам могут следовать редко и пешком (например, по прогулочным дорожкам), а другими путями пользоваться ежедневно и интенсивно (въездными и парадными дорогами). Таким образом, устройство твердого покрытия, называемого мощением, необходимо тщательно продумать и столь же тщательно выполнить. И лучше всего это сделают специалисты — ландшафтные инженеры, которыми технология мощения давно изучена и множество раз опробована.
Разнообразие красок и форм
В зависимости от материала дорожные покрытия можно разделить на основные типы: из сыпучих материалов крупных фракций (гравийные и щебеночные), из естественных материалов (каменные, деревянные, кирпичные, бетонные), из искусственных материалов, покрытия смешанного типа из нескольких материалов. Некоторые распространенные материалы для мощения описаны ниже.
Клинкерный тротуарный (он же дорожный) кирпич благодаря высокотемпературному обжигу имеет низкую пористость (отсюда — низкое водопоглощение) и высокую морозостойкость. По форме клинкер может выглядеть как традиционный кирпич, а может быть в виде плиток прямоугольной, треугольной, круглой и других форм. Выпускается в широкой цветовой гамме. Есть также фасонный клинкер, с помощью которого можно преодолевать разности высот — например, для ступеней. Клинкер прекрасно комбинируется с гранитом, гравием, прост в укладке, стоек к износу и перепадам температур, не требует особых мер по очистке. При укладке дорожек его можно положить на ребро или плоской стороной вверх — и в том, и в другом случае вымощенная территория смотрится весьма эффектно. Дорожный клинкер способен выдерживать большие статические и динамические нагрузки, благодаря чему клинкерная брусчатка и тротуарная плитка применяются для мощения участков с интенсивным транспортным и пешеходным движением. Единственным недостатком клинкера можно назвать высокую стоимость материала, но это тот случай, когда затраты оправданы.
То же можно сказать и о натуральном камне. Он очень износоустойчив, прочен, стоек к перепадам температуры и влажности, не выгорает от воздействия прямых солнечных лучей, прекрасно противостоит вибрации и прямым ударам. К основным породам природного камня, которые используют в строительстве дорожек, относятся имеющие высокие прочностные характеристики гранит, базальт, лабрадорит, габбро, а также мягкие породы: мрамор, песчаник, кварцит, известняк, ракушечник. Из твердых пород натурального камня производят брусчатку. Для мощения используется несколько видов брусчатки: колотая брусчатка (полноколотая, пиленоколотая, колото-пиленая) и полнопиленая брусчатка, а также плиты различных размеров. Форм брусчатки существует несколько: прямоугольник, шестигранник, квадрат и на конус. Брусчатку можно укладывать рядами, в виде веера, дугами, по окружности и другими, заранее продуманными, интересными орнаментами. Все это позволяет создавать элегантные варианты мощения. Натуральная брусчатка — показатель аристократичности и надежности. Срок ее службы превышает любые другие известные материалы. Наиболее долговечный материал для обустройства дорожек — гранитная брусчатка.
Песчаник, известняк, доломит, сланец, кварцит используют в виде плитняка — неформатированного плоского камня различных размеров толщиной от 2 до 7 см. Плитняк можно укладывать на цементный раствор, цементно-песчаную сухую смесь, песок — в зависимости от вида мощения и функционального назначения дорожек. Очень эффектно смотрится пошаговая дорожка из плитняка, когда расстояние между соседними камнями достаточно большое, и в швы засеивается трава. Из пиленых плит разных размеров можно составить красивый рисунок или мозаику.
Для мощения въездных дорог и пешеходных тропинок широко используется брусчатка тротуарная из бетона. При этом по внешнему виду и своим потребительским свойствам такая брусчатка практически неотличима от натуральной. Современные технологии таковы, что внешний вид каждого камня практически уникален, в отличие от стандартной штамповки тротуарной плитки.
Ничуть не уступает другим типам покрытия мощение дорожек декоративным бетоном. Этот материал обладает всеми необходимыми свойствами качественного дорожного покрытия. А благодаря применению современных технологий и специальных добавок на его поверхности можно наносить рисунки любой конфигурации, различных цветов и оттенков. Декоративный бетон может в том числе имитировать деревянные дорожки, выложенные бревнами или брусом. Поскольку бетон пластичен, монолитной дорожке легко придать любую форму, создать плавные линии и сложные криволинейные очертания. Декоративный бетон производится непосредственно на месте укладки, застывает в течение двух дней, превращая всю площадь мощения в сплошной монолит. Со временем бетон, как известно, только набирает прочность. Его поверхность не скользит после дождя, устойчива к воздействию агрессивных кислотно-щелочных сред, технических масел и растворителей.
Для мощения дорожек, которые будут испытывать транспортные нагрузки, также применяется бетонный мостовой камень. По форме он бывает прямоугольным и слегка скругленным. Другим распространенным материалом для устройства мощения являются бетонные плиты. Наиболее распространенные изделия — в виде волны, шестигранника, кирпича.
Для устройства дорожек и площадок можно использовать и дерево. Этот материал хоть и не так долговечен, как камень, но зато «теплый» и придает саду мягкость и уют. Деревянные настилы делают на патио, возле водоемов и беседок.
Самым недорогим способом устройства дорожек с твердым покрытием является мощение тротуарной плиткой. Она бывает самых разнообразных форм и цветов. Тротуарная плитка изготавливается из искусственного камня, который имитирует фактуру своего природного аналога. Плитка бывает под доломит, известняк, песчаник, гранит, мрамор, старый или необработанный кирпич и т. д. В настоящее время используются две технологии получения материала для мощения — вибропрессование и вибролитье. Стоимость производства вибропресованной плитки обходится дешевле вибролитья, так как плитка может использоваться при мощении уже через 24 часа после вылежки. Однако получаемый продукт характеризуется меньшими прочностными характеристиками, большей истираемостью, большим водопоглощением, меньшей прочностью на сжатие и изгиб по сравнению с плитками, изготовленными по методу вибролитья. Мощение из вибропресованной плитки не переносит сильных механических воздействий. Напротив, вибролитые плитки могут применяться в зонах, подвергающихся высоким механическим нагрузкам, с них можно без опаски счищать снег лопатой. Повышенная прочность и долговечность достигается за счет использования в качестве заполнителя гранитной крошки, а также пластификаторов. Важную роль играет способ изготовления тротуарной плитки, в ходе которого идет созревание изделий почти в течение месяца.
В любом случае должно соблюдаться одно из важных правил: садовая дорожка должна быть безопасной в любое время года, при любых погодных условиях. Создавая садовую дорожку, необходимо предусмотреть уклон для стока воды: на дорожке не должно быть луж. Величина уклона стандартна — 2–3 см на 10 м, а вот направление может быть разным: либо от одной кромки к другой, либо в обе стороны от центральной оси дорожки. Помимо уклона важно предусмотреть устройство системы линейного водоотвода.
Грамотная основа
Любое мощение дорожки или площадки должно быть уложено на грамотно сформированное основание. Чаще всего такая «подушка» создается с помощью гравия и песка. В отдельных случаях возводится настоящий фундамент с использованием цемента.
Насколько профессионально были выполнены строительные работы, покажет первый же осенне-зимний сезон. С наступлением дождей и холодов на плохо подготовленном покрытии дорожки образуются провалы, «вспучивания», оно попросту может «съехать» в сторону. «Самостоятельный» хозяин или укладчик-кустарь, отважившийся на мощение садовой дорожки, вряд ли сумеет правильно рассчитать ее оптимальный уклон. Результатом несоблюдения принципа вертикальной планировки станут лужи, постоянно остающиеся после дождя и перетекающие по направлению к дому, гаражу, бане, и трава, проросшая куцыми хвостиками сквозь каменную кладку.
Специалисты знают, как избежать подобных неприятностей. Работы по мощению ландшафтные инженеры ведут в строгом соответствии проекту, согласованному с вами заранее. Разбивку дорожек проводят по строительному уровню или нивелиру. Перед укладкой материала покрытия проводится серьезная подготовка. Один из способов выглядит так.
Сначала убирается растительный грунт на глубину не менее 20 см. Далее делается песчаная подушка толщиной не менее 10 см, проливается водой и трамбуется виброплитой или ручной трамбовкой. После этого насыпается щебень слоем не менее 10 см и тоже утрамбовывается. Далее на цементный раствор устанавливается бордюрный камень и укладывается специальный нетканый материал «дорнит», который пропускает воду и препятствует прорастанию травы и сорняков. Сверху на «дорнит» укладывается песчано-цементная смесь или гарцовка в пропорции 4:1 или 5:1. На это основание укладывается тротуарная плитка на 1,5–2 мм выше бордюрного камня. Газон устраивают на одном уровне с бордюрным камнем. Такой выверенный метод необходим для того, чтобы предотвратить смещение и проседание тротуарной плитки и организовать правильный сток воды в дождливую погоду. Последнее обязательное мероприятие — засыпка щелей между плитками гарцовкой.
Независимо от того, какой используется вид мощения, устройство дренажной подушки обязательно.
Если технология укладки будет соблюдена, то мощеная дорожка станет гордостью хозяина и украшением приусадебного участка.
Источник: zdspb.ru
Фото shutterstock.com
myGarden.ru »2011-7-4 21:22