Прокладываем пути

Прокладываем пути

В общей картине ландшафта они играют две основные роли. Во-первых, это неотъемлемый функциональный элемент. Во-вторых, эстетически значимый компонент всего архитектурного ансамбля.

После завершения строительства дома и малых архитектурных форм, как правило, наступает этап планировки дорог. И главная задача ландшафтного дизайнера состоит в том, чтобы создать цепь взаимосвязанных путей. Грамотное, логичное построение - залог комфортного передвижения по территории участка. Основные дороги, в том числе ведущая к главному входу дома, выделяются своей шириной (до 120 см) и основательностью. Для них принято использовать брусчатку, плитняк либо их комбинации с мягкими покрытиями. Вспомогательные тропы (путь в подсобное помещение либо в глубину сада) уже, но могут быть не менее выразительны. Для них часто применяется пошаговый способ мощения: плитки, натуральный камень, деревянные срезы кладутся на расстоянии около 50 см. Используется также и метод с условным названием "камень в разрыв": между элементами поверхности оставляются швы шириной 3 - 5 см, которые впоследствии заполняются песком с посаженной на него травой.

Материалы

Ландшафт может быть выполнен с применением одного или нескольких покрытий, которые должны гармонировать со стилистикой архитектурного ансамбля. Используются при этом специальные тротуарные материалы. Различаются два вида покрытий: жесткое и мягкое, специфика обозначена уже в самих названиях.

Жесткие покрытия

Одна из разновидностей жесткого покрытия - натуральный камень - известна с древнейших времен. Сегодня для мощения используют более десятка пород камня - как в обработанном (колотом и пиленом), так и в необработанном (плитняк) виде. Соответственно и фактура варьируется от грубой шероховатой до зеркально гладкой. Данный вид покрытия несколько ограничен в колористике уже самой природой, но зато большинство пород имеют широкую нюансную палитру. Например, гранит "занимает спектр" от различных оттенков серого до темно-красного и черного цветов.

Из гранита, габбро, базальта обычно изготавливают брусчатку трех стандартных размеров: 5 ? 5, 10 ? 10 и 10 ? 20 см, а также плиты для мощения. Вулканическое происхождение ставит покрытия из этих пород вне конкуренции по прочности и долговечности. Гранит, например, начинает разрушаться не ранее чем через 500 лет. Камни осадочных пород (песчаник, доломит, известняк, туф) используют в виде плит с толщиной не менее 4 см. Обладая более пористой структурой, они имеют и большую гигроскопичность и, таким образом, сильнее подвержены эрозии и истиранию. Поэтому специалисты рекомендуют такие покрытия обрабатывать специальными водоотталкивающими средствами, повышающими прочность и износостойкость плит.

Близкий по свойствам к натуральной брусчатке, но менее дорогой бетонный камень занимает свое достойное место в ряду твердых покрытий. Изделия выпускаются различных форм и размеров, что позволяет создавать и широкие прямые дороги, и извилистые узкие тропки. Кроме того, бетонный камень успешно применяют при строительстве основных транспортных "магистралей" участка. Наиболее же популярным материалом для мощения пешеходных дорожек можно назвать тротуарную бетонную плитку. От остальных видов жестких покрытий ее отличает богатое разнообразие форм и расцветок. Более того, в последнее время производители тротуарной плитки стараются, и не без успеха, преодолеть основной недостаток бетона - его относительную недолговечность - путем применения цементов высоких марок и специальных наполнителей.

Существует два основных вида бетонной плитки - вибропрессованная и вибролитая. Различные по технологии изготовления, что видно из названия, они обладают и непохожими свойствами. Главная функция вибропрессованной плитки - декор. Недостаток прочности и морозоустойчивости компенсируется эстетическими возможностями применения этого материала. "Брусчатка", "кирпич", "волна", "ракетка", "соты" - ассортимент представленных на отечественном рынке форм тротуарных плиток позволяет воплотить самые яркие и неожиданные идеи в организации ландшафтного пространства. К тому же на небольших предприятиях по вашему заказу могут изготовить плитку практически любого цвета.

Вибролитая плитка значительно прочнее вибропрессованной. И связано это не только с иным, более долгим и сложным процессом созревания бетона, но и с применением вместо традиционного песка или щебня гранитной крошки и пластификаторов. Подобная плитка выдерживает около двухсот циклов, что эквивалентно примерно десяти годам безупречной службы. Однако при укладке необходимо обратить внимание на то, чтобы между элементами не застаивалась вода: это может привести к преждевременному разрушению покрытия. Материал хорошо переносит значительные нагрузки, потому используется даже при строительстве дорог. Интересно, что одним из самых дорогих материалов для покрытий садовых дорожек является клинкерный кирпич (кирпич, пережженный до температуры спекания), некогда считавшийся производственным браком. Сегодня его выпускают специально для мощения и не только в виде традиционного кирпича, но и в форме плиток. Клинкерный кирпич отличается высокой прочностью и водостойкостью и имеет приятный естественный цвет.

Технология мощения

Мощение жестких садовых дорожек проходит по единой схеме: разметка линии дорожек, снятие грунта, заложение многослойного "фундамента", укладка материала поверхности.

Первый этап, разметка линии дорожек в соответствии с ландшафтным проектом, - кропотливая, "ювелирная" работа, требующая идеальной точности. Границы прямых дорог намечаются нитками и колышками, сложных волнистых - любым светлым порошком (алебастром, песком).

Затем снимается грунт. Глубина закладки основания дорожки, иначе, толщина снимаемого слоя почвы зависит от многих факторов: типа грунта, вида и толщины фундамента и покрытия, функционального назначения дорожки. Так, для автомобильной дороги необходима глубина не менее 50 см, а для пешеходной - достаточно и 15 - 20 см. Также нужно решить, выше или ниже уровня поверхности земли будет находиться покрытие. Ландшафтные дизайнеры придерживаются в этом вопросе полярных точек зрения. Одни считают, что низкие дорожки смотрятся аккуратнее и позволяют стричь газонную траву около бордюра, другие же утверждают, что в этом случае на дорожке будет неминуемо скапливаться дождевая вода.

Далее на утрамбованное дно траншеи кладется многослойный фундамент. Нижний слой - основа: бетон или щебень. Верхний - песчаная подушка. Между ними прокладывают слой геотекстиля - специального материала для дорожного строительства, который препятствует вымыванию песка и обеспечивает необходимый дренаж. Специалисты рекомендуют застилать им также и дно траншеи, что позволяет предотвратить проседание щебня или гравия в грунт. Применение геотекстиля улучшает качество основания дорожки и соответственно срок его службы.

Так называемая жесткая цементная основа рассчитана на века. Положенными на нее садовыми дорожками сможете пользоваться не только вы, но и в будущем ваши дети и внуки. Однако она дороже щебеночной и с большим трудом поддается изменению.

А вот "дышащая", мягкая, основа из щебня заменяется без труда. Но срок службы покрытия не превышает 15 лет, по истечении которых возможны смещения и трещины. На последнем этапе укладывается собственно покрытие садовых дорожек, начинается "игра" с материалом. Для увеличения срока службы дорожек часто используется водоотталкивающие покрытия: матовое, полуматовое либо блестящее. Лак наносится на уложенную поверхность не меньше двух раз. Процедура повторяется каждый год.

Мягкие покрытия

Мягкие покрытия - это насыпные дорожки. Преобладающим материалом для подобного вида мощения является мелкий натуральный камень: галька и щебень. Еще одна разновидность - тропы, уложенные корой или скорлупой кедрового ореха. Чем меньше фракции материала, тем удобнее идти. Подобное покрытие - одно из самых экономичных и простых в изготовлении. Покрытие кладется на подготовленное основание тонкими слоями, каждый из которых трамбуется катком или виброплитой. Недостаток мягкого мощения - недолговечность и подверженность изменениям. Впрочем, "непостоянство" покрытия легко компенсируется. Для этого достаточно время от времени просто досыпать наполнитель.

Модные тенденции

В последнее время все чаще используется древесина, чаще лиственница, которая придает ландшафту "экологический" подтекст. Данный метод мощения декоративен, но, естественно, уступает каменным и бетонным поверхностям в прочности и долговечности. Новая тенденция - "садовый паркет", представляющий собой квадратные либо треугольные деревянные секции размером 50 х 50 см, объединяемые в дорожку. Материал, как правило, используется для обозначения "парадных" дорожек.

Также актуальны деревянные спилы, которые лучше всего подходят для живописных лесных троп. Деревянные поверхности укладываются на щебень (слой 15 см) с зазором, обеспечивающим дренаж и делающим поверхность менее скользкой.

Одним из вариантов является также бетонная плитка, имитирующая дерево. Она настолько похожа на натуральное дерево, что разницу не сразу и заметишь. Благодаря бетонной основе в отличие от деревянной материал не подвержен гниению.

Любители современного дизайна предпочитают полированный бетон. Бетонная стяжка, обработанная с применением специальной техники, приобретает гладкую поверхность и глубокий блеск. Интересна и еще одна новинка - так называемые "литые дорожки", создаваемые по американской технологии: на бетонную основу кладется цементно-песчаный раствор с пластификаторами и красителями. На неуспевшей застыть поверхности делаются рельефные оттиски.

Подводя итог, следует сказать, что материалы применяются как в "чистом виде", так и в комбинациях. Сочетание плитки и гальки широко используется и для основных, и для вспомогательных дорог. Оно не только неординарно смотрится, но и удобно в эксплуатации. В этом случае бетонная плитка укладывается соразмерно человеческому шагу, а зазоры заполняются галькой, положенной на цементный раствор.

Брусчатка и клинкер также довольно часто "идут рука об руку". Брусчатка в этом случае выступает в качестве бордюра или основного рисунка. При этом нужно учитывать, что комбинация двух или нескольких цветов всегда смотрится гораздо выгоднее, чем однотонное покрытие.

Следующий вариант позволяет сэкономить довольно дорогую гранитную брусчатку. С этой целью она совмещается с бетонной плиткой. Это привносит и положительный функциональный момент - по бетонной плитке удобнее ходить на каблуках.

"Союз" бетонной плитки с сугубо экологичной корой или скорлупой кедрового ореха наиболее необычен. Главное здесь - подобрать цветовую гамму, поскольку вариантов бесконечно много - от спокойных, естественных до самых ярких, контрастных сочетаний. Еще один вариант сочетания - плитка и гравий, что, возможно, менее оригинально, зато более долговечно.

Итак, перед тем как пройти путь, его надо увидеть и создать. А красота его зависит исключительно от нас самих.

Ирина Данилович

Источник: ProtoArt

myGarden.ru »

Темы: #покрытия #мощения #дорожек #камень #менее #дорожки #используется #плитки

2012-6-10 23:43

Источник: myGarden.ru