Любые чувства возникают и развиваются в процессе познания, и решающее значение в возникновении и закреплении эмоций могут иметь поступки взрослых, их собственное отношение к окружающей среде. Эстетические чувства - это эмоциональные отношения человека к прекрасному в природе, в жизни и в искусстве. Но для того, чтобы уроки на природе запомнились детям, чтобы они развивали их способности и воспитывали в них прекрасные чувства, должны быть и грамотные преподаватели, тонко чувствующие красоту, знающие не понаслышке мир растений и мир животных, владеющие специальными методиками…
Уроки любования природой с учителем, не знающим названий трав, цветов, деревьев и их особенностей, не отличающим пастушью сумку от клевера, лебеды, полыни, чистотела и не умеющим показать оттенки цветов, проникнуться сказочной красотой леса, полянки, парка, сквера, могут превратиться в скучную утомительную прогулку на свежем воздухе. А ведь возможности развития эстетических чувств и разнообразных способностей у малышей на таких экскурсиях практически неисчерпаемы.
Учёные уверенно утверждают, что «Вырождение природы вызывает равнозначное вырождение человека. Оно калечит его физически и духовно, угрожает не только его счастью, но и его личности, его равновесию и разуму». Сильнее всего урбанизация отражается на детях. Они знакомятся с природой по книгам, картинкам, кино и телефильмам, почти ничего не знают о повадках птиц и зверей, о жизни леса, о приметах времени года.
В Японии урбанизация достигла очень высокого уровня, но там в области обучения и воспитания детей стремятся нейтрализовать её отрицательные последствия, и преподавание многих предметов включает регулярные экскурсии на природу, и кроме того проводятся уроки «любования природой». Исследования показали, что японские дети различают около двухсот оттенков цветов.
Нашим детям известны оттенки только от двадцати до тридцати цветов, и это свидетельствует о скудости их восприятия окружающего мира. Обучение и воспитание должны быть связаны с природой, но школа слабо использует её, как второго учителя и воспитателя, хотя состояние экологии таково, что ставится под вопрос само существование человечества. Сегодня уже недостаточно восхищаться красотой природы и тонко её чувствовать, надо ей помогать, а для того, чтобы помощь была действенной, нужны серьёзные знания и уважительное к ней отношение подрастающего поколения.
Дети не рождаются равнодушными к природе, они такими становятся и не только потому, что в школе и особенно в семье мало уделяется внимания этой проблеме. Наряду с масштабным равнодушием к проблемам природы повсеместно наблюдается утрата личных отношений с природой и отсутствие экологической культуры. А ведь пребывание на природе кроме воспитания эстетических чувств и развития общих способностей снимает стрессы, вызывает прилив сил, подъём настроения. Дети, бывающие часто на природе, отличаются от тех, кто лишён с ней живой связи – они меньше болеют, не остаются равнодушными к живописи, к её описаниям в литературе. Игры на природе и различные ситуации выбора стимулируют умственную деятельность малышей, активизируют раннее развитие.
Урбанизация превратила среду обитания человеческую в опасную зону для здоровья, и особенно она угрожает детскому организму, его хрупкой психике. Отравленный воздух, загрязнённая еда, стрессовая атмосфера и спад физических нагрузок вредят детям сильнее, чем взрослым. Но как пробудить любовь к природе? Любование ею не наследуется и с генами не передаётся - его надо воспитывать изо дня в день, но чувство это благодарное.
Глубокие эстетические чувства очень действенны: человек, обладающий ими, способен не только наслаждаться прекрасным, но и устраивать свою жизнь по законам гармонии и красоты. Не дожидайтесь, дорогие родители, времени, когда и в вашей школе введут уроки любования природой, берите пример с японских воспитателей и учите своих малышей восхищаться красотой окружающего их мира.
Оставьте, дорогие родители, дома мелочную суету, пустые хлопоты и призрачные заботы, отправляйтесь в путешествие на природу вместе с детьми, и Вы увидите каким счастьем заполыхают их глазки, когда они увидят муравья, несущего тростинку, удивитесь, с какой лёгкостью запоминают малыши имена трав и деревьев, цветов и зверей, птиц и чисел, какие сказки про них сами придумывают, какой радостью наполняются их сердца.
Давайте, дорогие современники, жить и радоваться вместе с детьми великолепию мира, в котором нам посчастливилось очутиться.
Автор статьи: Татьяна Морозова
Источник: Портал «ШколаЖизни.ру»
myGarden.ru »2011-8-13 20:55