В эстетических воззрениях античности окультуренное садовое пространство противопоставлялось дикой, необузданной природе. Обустраивая территорию своих владений, античные люди ставили целью держать природу под контролем и полностью подчиненной человеку. Исторические свидетельства, дошедшие до наших дней, описывают сады Римской империи, как обширные и очень формальные, со множеством детально проработанных элементов. Такой подход к садоводству сохранился на долгие века и вплоть до эпохи Просвещения человечество не знало другого стиля садоводства, кроме формального (регулярного).
После падения Римской империи и в аскетичное средневековья садоводство получило дальнейшее развитие, благодаря монастырям. Окруженные высокими каменными стенами, монастырские сады были частью автономного хозяйства и давали ощущение изолированности от внешнего мира и безопасности. Цель содержания садов при монастырях была, в первую очередь, сугубо практической и духовной. Монахи выращивали овощи, фрукты и травы для еды, целебные растения для врачевания, антисептики и красители для домашнего хозяйства. Выращивали они и декоративные растения. Монахи верили в облагораживающую роль труда и получали удовольствие от садоводства, однако, в духе времени, выращиваемые для чистого наслаждения декоративные растения были "христианизированы". Типичными чертами монастырских садов были дерновые скамьи, вечнозеленые живые изгороди, фонтаны, газоны из ромашки, целебные и ароматные травы, а также беседки, увитые зеленью.
Период средневековья сменяется эпохой Возрождения, за которой следует Реформация, навсегда изменившая общественные воззрения и судьбы Европы. С ветром позитивных перемен обогащается и садовое искусство. В 15 веке в Англии "изобретены" узловые сады и партеры, которым суждено было покорить Европу и задержаться на пике садовой моды на целое столетие. Узловые сады представляли собой строгие прямоугольные бордеры или клумбы, обрамленные невысокими, аккуратно подстриженными вечнозелеными живыми изгородями. Внутреннее пространство между изгородями заполняли узорами из цветов, аккуратно постриженными топиари или просто разноцветным щебнем, песком, морскими ракушками и другими декоративными материалами. Исключительно простые или изысканно запутанные узоры узловых садов и партеров отражали идеи Возрождения в архитектуре, искусстве, дизайне интерьеров и модной одежде.
В 17 веке из садов исчезают черты религиозного и литературного символизма, в садовый дизайн добавляются ноты праздности, развлечений и флирта, а сами сады становятся символом богатства, власти и образованности их владельцев. Идея подчинения природы сменяется желанием ее усовершенствования, подведения к принятым нормам красоты. Типичными чертами роскошных садов и парков становятся прямые широкие аллеи, симметрично обсаженные подстриженными деревьями, каменные балюстрады, фонтаны, водные каналы, статуи и аккуратные топиари в деревянных кадках. На клумбах и цветочных бордюрах тоже царит строгий формализм: цветы четко разделены по видам и окрасам, более высокие посередине, более низкие по краям; витиеватый узор многократно повторяется, а сами клумбы обрамлены низкими вечнозелеными изгородями. По словам современников, ни одно дерево или кустарник не могли избежать стрижки. Повсюду царил триумф геометрии и барокко.
В это же время появляются первые профессиональные (не придворные) садовые дизайнеры, которые работают на заказ для монархов, аристократов и nouveaux riches, стремившихся как можно быстрее влиться в "благородное" общество. Это Андре Ле Нотр во Франции, Джордж Лондон и Хенри Уайз в Англии. В своих парковых и садовых дизайнах они использовали прославившиеся в то время французский, голландский и итальянский стили. Французский стиль повторял помпезность и роскошество Версаля. Голландский стиль, более сдержанный, интимный и домашний, хорошо подходил для небольших владений и особенно пришелся по душе британцам. Чертами итальянского стиля были многочисленные декоративные строения и статуи.
В начале 18 века формализм и витиеватость геометрических узоров достигли крайней степени проявления. Строго формализованным и загнанным в жесткие рамки оказалось фактически все освоенное парковое пространство. В ответ на это и в свете изменяющихся общественных настроений начала зарождаться потребность в более свободных и естественных дизайнах. В искусстве все шире распространялся классицизм, вдохновляемый свежими идеями либерализма и Просвещения. Вычурность и надуманность барокко казались нелепыми, излишними и подвергались едкой критике.
Новое направление в садовой моде предписывало открытую перспективу и сохранение естественного рельефа местности. Из аристократических садов и парков убираются прямые аллеи, формальные приподнятые клумбы и партеры, витиеватые строения, лабиринты, живые изгороди, топиари и любая симметрия – все, что так или иначе ограничивает или регламентирует открытое пространство или выглядит "сделанным". Под лозунгом "природа выше искусства" победоносно входит в европейскую моду естественный, живописный и романтичный английский ландшафтный стиль с его "нераспланированным" видом: холмами, прудами, бескрайними лужайками и разбросанными тут и там группками деревьев. Пасторальные картины включали пасущиеся вдалеке стада овец, а чтобы овцы не подходили к имению, удаленные пастбища от лужаек отделяли утопленными, скрытыми от глаз наблюдателя изгородями, которые получили забавное название ha-ha. Ничто не должно было портить открывающуюся перспективу. Характерной чертой ландшафтного, или пейзажного стиля стали всевозможные "полуразрушенные" (по замыслу создателя) постройки: гроты, арки, античного стиля павильоны и т.д. Именно тогда зародилось понятие "ландшафтный дизайн".
Английский ландшафтный стиль в первую очередь связан с именами Ланселота Брауна (за большие заслуги прозванного современниками "умницей"), а также Хамфри Рептона, Александра Поупа и Ричарда Пейна Найта, который довел идею естественности до крайней степени. Считая ландшафты Брауна излишне окультуренными и пресными, он добавлял к своим работам-пейзажам разбросанные в беспорядке огромные камни и высаживал мертвые деревья, чтобы придать открывающемуся виду большую живописность. Мнения современников разделились: некоторые признали Найта наиболее выдающимся романтическим дизайнером эпохи, тогда как другие обвиняли его в дурновкусии. В это же время впервые возникает интерес к умышленно запущенным, одичавшим садам, которые, впрочем, в конце 18 века выглядели намного более "причесанными", чем современные дикие сады.
К началу 19 века сады уже давно не являются лишь достоянием элиты, собственные наделы земли становятся все более доступны представителям разных слоев общества. В Британии садоводство становится поистине национальной страстью, захватившей все слои населения (чем остается и поныне!). Жители городов ухаживают за палисадниками и внутренними двориками при своих домах. А в пригородах появляются знаменитые коттеджные сады, создавшие впоследствии целое направление садовой моды. В практичных коттеджных садах без особых затей растут привычные деревья, кустарники и "деревенские" цветы, перемежаясь грядками с овощами, где выращивают капусту, свеклу, репу и бобы. По стилю коттеджные сады наиболее напоминают традиционные российские приусадебные хозяйства или дачные участки.
Выбор декоративных растений, доступный увлеченным садоводам, в то время существенно расширялся буквально на глазах. "Охотники за растениями", первым из которых был Фрэнсис Мэссон, путешествовали по самым удаленным уголкам мира с научными экспедициями и привозили в Старый Свет экземпляры неизвестных ранее растений или разновидностей. Селекция растений полным ходом двигалась вперед, изучая, воспроизводя и скрещивая новые поступления. Полученный материал частично интродуцировался в условиях европейского континента и массово поступал в питомники и торговую сеть. С использованием соответствующих элементов дизайна и набора растений создавались целые тематические сады, имитирующие тот или иной регион мира. В конце 19 века начинается революционная, переломная эпоха в общественной жизни, когда философские идеи прошлого подвергаются переосмыслению, казавшиеся незыблемыми авторитеты - критике, а культура - дальнейшему развитию, подчас в весьма неожиданных направлениях. Искусство садового дизайна не осталось в стороне от происходящего. В основе ведущих тенденций садовой моды 20 столетия лежит переосмысление классики, бесконечные эксперименты и эклектизм, а также прагматизм в соответствии с требованиями нового времени.
В начале 20 века в архитектуре и прикладном искусстве зародилось эстетическое направление, которое смогло гармонично и практично соединить в себе элементы формального и неформального стилей. Движение Art & Crafts оказало сильное влияние на садово-парковое искусство и задало стилистические тенденции, которые доминировали в умах дизайнеров на протяжении следующей половины века, отзвуки его слышны и поныне. Сады в стиле Art & Crafts представляли собой цепочку пространств, получивших название "садовые комнаты", отделенных друг от друга, как рамами, высокими живыми изгородями. Продвигаясь по коридорам такого сада-дома из одной "комнаты" в другую, вас не отпускает ощущение интриги, ведь каждая "комната" такого сада сделана в собственной, отличающейся от других манере. Неформальный стиль посадок создает ощущение непослушного буйства цветов и фактур, заключенного в строгую зеленую огранку формальных изгородей. В этом контрасте заложена большая доля очарования таких садов. С практической стороны, концепцию "садовых комнат" можно легко перенести в большинство садов, вне зависимости от их местоположения и погодных условий.
Важной тенденцией 20 века стали дикие природные сады, полностью лишенные какого-либо формализма. Современная идея естественности твердо стоит на фундаменте практичности, прославляя дикую природу "укрощенную, но не разрушенную рукой человека, не подчинившую его себе и не подчиненную им, а обустроенную для его жилища". Дикие сады впервые возникли в Германии и Голландии в качестве эксперимента в области паркового дизайна, а вскоре распространились по частным европейским садам. Дикие сады имитируют луга, леса, прибрежные зоны, болота или другие виды местного ландшафта. В таких садах используются соответствующие дикие растения (разумеется, приобретенные в садовых центрах, а не выкопанные из леса), для которых создаются привычные условия существования. Натурализованные таким образом растения существуют в саду так же, как они существовали в естественных условиях: выживая, развиваясь, распространяясь, увеличиваясь и уменьшаясь в популяции, и отражая атаки болезней и вредителей без помощи человека. Местные растения обеспечивают привычную среду обитания, кров и корм для местных животных и птиц, поддерживая и сохраняя естественное многообразие видов флоры и фауны. Ключевая идея эстетики диких садов – естественность и очаровательный беспорядок в гармонии с природой при минимальной затрате ресурсов.
Не будет преувеличением сказать, что и владельцы загородных домов, и садовые дизайнеры в наше время смотрят на сад, как на продолжение жилища человека, "комнату на открытом воздухе", в которой, как и повсюду дома, протекает активная жизнь современной семьи. Все чаще на Челси и других садоводческих выставках появляются сады-офисы, сады-кухни, сады-гостиные и даже сады-галереи под открытым небом. Современный частный сад является местом спасения от деловой суеты, расслабления, медитации, слияния с природой, приятного общения, активного отдыха, экспериментов, познания нового, детских игр, спорта… Всех тех занятий, которые делают нашу жизнь насыщенной и гармоничной.
Источник: www.countrysideliving.net
myGarden.ru »2011-7-4 21:11