Искусство выращивания миниатюрных растений в горшках – деревьев, кустарников, трав – зародилось в Китае. В Японию оно попало позже, вместе с буддизмом, но именно здесь его довели до совершенства. Сегодня бонсай может стоить целое состояние. Потому что это не столько растение, сколько произведение искусства. Только живое, меняющееся, работа над которым никогда не кончается.
В переводе с японского слово «бонсай» означает «то, что растет на подносе». Это обычные деревья, которые при помощи особых приемов навеки остаются миниатюрными, сохраняя форму и «повадки» взрослого дерева, существующего в дикой природе. Наклон веточек, изгибы ствола не прихоть природы, а результат кропотливого труда человека. И – исполненный глубокого смысла символ, как все в Японии, где привыкли радоваться и постигать тайны Вселенной, исходя из малого. Искусство бонсай имеет глубоко философски обоснованные законы.
Праздную европейскую публику больше всего поражают размеры растения, его сходство с «настоящим». Внушает уважение и солидный возраст: чтобы вырастить бонсай, требуется не один десяток лет. Более искушенный знаток оценит гармонию формы и размера, симметрию, идеальные пропорции всех частей. Воспроизводя сцену из природы, мастер убирает все лишнее, отвлекающее от задуманного образа.
Создание бонсай преследует две основные цели: поддержание небольших размеров естественно крупного дерева и придание ему зрелости. Правил, касающихся построения, симметрии, пропорций и равновесия различных частей дерева, бесчисленное множество. Вот основные из них:
Идеальное соотношение между основанием ствола дерева и его высотой – 1:6.
Расстояния между ветками и их длина уменьшаются по мере приближения к верхушке, а ширина ветки должна быть приблизительно равна половине ее длины.
Нижняя ветвь («первая ветка») может быть повернута вправо или влево, но никогда не прямо или назад. Она должна располагаться между 1/3 и 1/2 высоты дерева и быть толще и выразительнее остальных ветвей. От ее положения зависит расположение остальных ветвей.
Чуть выше располагается небольшая «задняя ветка», уходящая вглубь и придающая дереву пространственную глубину и перспективу. Она не смотрит строго назад, а отклоняется слегка влево или вправо и назад.
Антипод «первой ветки» – «вторая ветка», направленная в противоположную сторону, тоже толстая и выразительная, но немного покороче.
«Третья ветка» располагается в направлении, противоположном «второй ветке». Между «второй» и «третьей» ветками находится небольшая «фронтальная ветка». Ее необходимо сначала слегка отвести в сторону, соотносясь с положением нижних веток, а затем – немного вперед.
Ветви должны отходить от ствола плавно, как бы прогибаясь под тяжестью собственного веса, а затем слегка поднимаясь. Именно так выглядят старые деревья в природе.
На первый взгляд сегодня стать бонсаистом проще простого. Огромное количество литературы, инструментов, контейнеров, аксессуаров и, наконец, самих деревьев. Красивоцветущие и усыпанные плодами, вечнозеленые и листопадные, большие (высотой 50–150 см), маленькие (10–15 см) и миниатюрные (1,5–2 см).
Прежде чем заводить дерево «на подносе», определитесь, подходит ли вам вообще такой способ проведения досуга. Выращивание миниатюрных деревьев требует времени, терпения и самоотдачи. Если чего-то из перечисленного вам не хватает, лучше поищите иное хобби.
А если решились, начинайте с литературы, из которой вы узнаете немало полезного о видовом разнообразии миниатюрных деревьев, условиях их произрастания в природе, о технике формирования и так далее. Неплохо проконсультироваться со специалистами, поговорить с бонсаистами-любителями. И, наконец, оцените свой дом: уютно ли в нем будет маленькому капризному деревцу.
Тамара Белоусова
Источник: www.supersadovnik.ru
myGarden.ru »2011-7-5 16:47