2 мая (Иоанн Ветхопещерник) На Ветхопещерника обновляют новинку (холсты): "Вот тебе, матушка-весна, новая новина!" - говорили крестьяне, расстилая холсты в поле. Раннее майское солнышко особенно жаркое, а потому способствует отбеливанию холстов. Считалось, что Иоанн Ветхопещерник непременно должен принести тепло. Пасечники говорили: "Накорми пчелу на Ивана, а она оденет тебя как пана".
3 мая (Федор, Гавриил) На Федора покойники тоскуют по земле. Поэтому в этот день обязательно посещали кладбище, причитаниями окликая родителей на погосте. Майская роса - коню лучше овса. Прилетели ласточки - пора заканчивать сеять.
4 мая (Кондрат) В этот день старики проклинали нечистую силу. Делали это за околицей, становясь лицом к западу.
5 мая (Лука) Кроме Луки весеннего, есть еще и Лука осенний (31 октября). Начинали высаживать лук на грядки. О целебных свойствах лука в народе ходило много примет. Кто ест лук, избавлен будет от вечных мук. Хрен да редька, лук да капуста лихого не допустят. Лук да баня все правят. Сегодня у нас Лука - закончился хлеб и мука. До весеннего Луки нет хлеба и муки, а пришел осенний Лука - появился и хлеб, и мука.
6 мая (Егорьев день) На Руси в старину праздновали два Егория: один холодный (9 декабря), а другой голодный (весенний- 6 мая). С Егорием весенним люди связывали свои приметы о будущем лете и об урожае, например, с Егория начинали садить свеклу, сеять морковь и рассаду. Если на Егория роса, то будут добрые проса. Пришел Егорий, и весне не уйти. Егорий из-под спуда зеленую травку выгоняет. Егорий с теплом, а Никола с кормом. С Егория на Руси открывался сезон хороводов. На Юрия собирали росу, которая, как считалось, была полезной при лечении глаз. В каждом году два Юрия и оба дурные - один голодный, другой холодный. Сено до Юрки, а хлеб до Ильи (2 августа). От Юрия хороводы, а от Дмитрия (8 ноября) вечерницы. Что перед Юрием вырастет, то после Якова {13 мая) высохнет. Если на Юрия посадить редьку, то вырастет как кулак. Пока голое дерево, то нельзя шить вне дома.
7 мая (Овсей) Пришел Овсей - овес отсей. Когда на дороге грязь, тогда овес - князь. Сей рожь хоть на часок в пепелок, а овес хоть в воду, да в пору.
8 мая (Марк) Святого Марка в народе называли ключником, ибо верили, что он владеет ключами от дождей. Всегда молились и просили сильного дождя, так необходимого в эту весеннюю пору. Говорили: "Если выпадет в мае три дождя добрых, то и хлеба будет на три года полных..." Еще говорили: "На Марка небо яркое, на улице парко, а бабе в избе жарко". Зашепчет дождь тихим голосом - поднимется рожь тучным колосом. Чем зеленее радуга - тем сильнее будет дождь. Высокая и крутая радуга - к хорошей погоде, низкая и пологая - к ненастью. А еще Марк-ключник открывает скрыни, потому в этот день выносили одежду для просушивания. Если до Марка еще не зацвели яблони - это на неурожай.
9 мая (Глафира) Начинали сеять горох. Взялся за плуг - назад не оглядывайся.
10 мая (Семен-равнопашец) Теплый день нес больным здоровье. Пришло время пахать, и если не будешь лениться, то хлеб уродится. Пора пахать, когда гром гремит, лес в листву одевается, жаворонок запел, а водяные лягушки квакать начинают. На пашне орехи - в кармане прорехи. Не ленись с плужком - будешь с пирожком. Запели жаворонки - к хорошему урожаю.
11 мая (Максим и Ясон) Максим и Ясон - исцелители от лихорадки. Считалось, что для этого нужно выйти на перекресток, дождаться теплого южного ветра, набрать его в ладанку, а ладанку надеть на больного. С этого дня начинали сбор березового сока. На Максима больных обязательно отпаивали этим целебным напитком. Теплая и звездная ночь в этот день - к урожаю, а ясный восход солнца - к погожему лету.
12 мая (Девять мучеников) В древнее время знахари в этот день молились девяти мученикам и говорили заговоренные слова против девяти напастей: чтоб не ломало, не томило, не жгло, не трясло, не вязало, не слепило, с ног не валило и в мать-сыру землю не сводило. Рожденные в этот день должны будут пройти девять испытаний.
13 мая (Яков) До этого дня уже выпасали скот, но все равно говорили об этом дне: "На Иакова трава никакая". Теплый вечер и звездная ночь - на сухое ясное лето. По старому стилю этот день приходился на начало мая, поэтому с Якова прекращали всякое сватовство. Солнце взойдет на чистом безоблачном небе - быть лету солнечным, выглянет солнце сквозь облака - жди мокрого лета. Теплый вечер на святого Иакова - к доброму урожаю.
14 мая (Еремей-запрягальник) Православная церковь чтит пророка Иеремию (6 ст. до н.э.) - одного из четырех великих пророков. В этот день люди собирались на гулянья, которые назывались "маевки", устраивая праздничные обрядовые действа. В народе ходила добрая примета этого майского дня: коли на Еремея погоже, то и уборка хлеба пригожа. Однако если на Еремея непогода - всю зиму промаешься. На Еремея по ранней росе иди на посев. На Еремея и ленивая соха в поле выезжает. Если на Еремея непогода - к суровой холодной зиме. Если еловые почки распускаются рано и скоро, не должно медлить с посевом, в противном же случае - не спешить. На Еремея не полагалось давать взаймы ни хлеба, ни зерна - плохой урожай будет.
15 мая (Борис и Глеб) День Бориса и Глеба называется соловьиным, потому что с этого времени начинают петь соловьи. Соловей поет всю ночь - будет солнечный день. Если соловья услышишь раньше кукушки, счастливо проведешь лето. Если соловей запел на голые деревья, то будет неурожай на фрукты. День Бориса и Глеба называли еще барыш-день и праздновали его для получения весь год барышей. Торговцы старались что-нибудь выгодно продать в этот день или хотя бы за любую цену, чтобы весь год быть с барышом, чтобы весь год хорошо торговать. Запел соловей - жди похолодания натри недели, не запел соловей - не сей гречки и не стриги овечки. Соловей поет, пока ячмень колоса не дает, а появился колос - пропал у соловья голос. Много хрущей - урожай на просо.
myGarden.ru »2011-7-9 23:31