По мере проникновения в Японию буддизма (IX век) произошло взаимопроникновение и дополнение этих религий, получившее название двойной путь духов, где синто – это обряды и внешнее проявление религии, а буддизм – внутренний мир человека. Наиболее известным и популярным в японском буддизме учение секты Дзен. Считается, что это особый тип мировоззрения, целостного постижения мира, где особое место отводится эстетическому восприятию и глубокому чувственному переживанию. Не имея представления о смысле этих традиций невозможно понять истинную красоту живого воплощения души того или иного мастера в творение, называемое Японским садом.
Японские сады отличаются от всех других тем, что в них удивительно большое количество символических элементов, и зрительные образы, предстающие перед глазами посетителя – это только половина информации, заключенная в каждое из композиций сада. Знание расшифровки этих символов дает возможность создать в своем сознании тот образ, какой был заложен в данную композицию мастером.
Так, например, некоторые числа считаются в буддизме священными, опираясь на определенные понятия, связанные с мифологией, в соответствии с которой число «три» может означать «три сокровища буддизма» (Будду, его закон и буддийскую монашескую общину), Будду и двух его учеников. Число «пять» символизирует пять буддийских заповедей, число «восемь» связано с восьми ступенчатым путем, методом достижения истины Будды, восемь спиц имеет колесо сансары (колесо перерождения), на восемь частей был поделен прах Будды и т.д.
Таким же образом в русле исконных религиозных традиций каменные фонари Японских садов берут свое начало от ритуальных курительниц благовоний, помещаемых перед залом Будды. Однако, история их возникновения имеет, вероятно, гораздо более глубокие корни. Весьма вероятно, что прообразом каменных фонарей были сосуды, в которых Китайские императоры приносили жертву небу.
Ритуальная же чаша для омовения рук цуку-бай имеет истинно японское происхождение. В древней Японии камни с естественными углублениями посередине использовались для различных хозяйственных нужд, а затем и для символического очищения перед входом в синтоистское святилище. Позднее эта традиция была перенесена и к буддийским храмам, поскольку сама процедура лишь воду на руки означала в буддийских практиках завершения какого-либо дела.
Животные и растения (вернее их свойства) всегда играли значительную роль в создании определенного образа. Журавль и Черепаха – древние символы долголетия на востоке. Черепаха действительно живет очень долго, а Журавль взмывает в небо и «растворяется» в нем, улетает в другой мир к богам, а там, как известно, живут вечно. Кроме этого эти животные олицетворяют единство противоположностей, неизменно присутствующее в японских садах: плоская медлительная Черепаха и высокий энергичный Журавль. Их союз – залог равновесия в природе. По восточным представлениям рыбы – это дети мифологического дракона, являющегося покровителем водной и воздушной стихий.
Вода, как один из важнейших компонентов сада символически изображается параллельными волнистыми линиями на гравии или концентрическими кругами. Так, камень, упавший в воду, оставляет после себя концентрические круги на ее поверхности, и это застывшее движение воды можно увидеть практически в любом саду, где используется техника сухого пейзажа. Задача посетителя – не просто увидеть застывшую картину, сосредоточиться, заставить свое сознание создать реальный зрительный образ, но и действительно увидеть и медленно погружающийся в воду камень, и плавно расходящиеся концентрические волны. По учению Дзен, мир таков, каким его создает наше сознание. И, тем не менее, вода как таковая присутствует в садах Японии очень часто. Достаточно посмотреть на планы садов, буддийских храмов, синтоистских святилищ, императорских городских садов и парков. Они буквально окружены озерами, заводями, протоками, ручьями.
Особое отношение в традициях Японской культуры сложилось и к другому важнейшему элементу ландшафтной архитектуры к камню. Японцы, в отличие от европейцев, считают, высшим творением природы является не человек, а камень, и, следовательно, через камень можно передать всю информацию о мире. Безусловно, это философское заключение гораздо старше первых садов, появившихся в Японии, зато объясняет во многих случаях благоговейное отношение к камню, как к материалу. Так как до Японских островов ледник так и не добрался, в Японии не увидеть гладко окатанных разноцветных валунов ни в садах, ни в природе. По идее любой Японский сад – это «сад камней», так как камень был и остается основным элементом при его создании, а с развитием и распространением учения Дзен их роль в создании облика сада усилилась еще больше. Призывая понять истину через созерцание, медитацию, заставляя работать воображение, дзенские сады приобретают все более упрощенный вид, доведенный до абсолютного символизма, где камень мог оставаться единственным средством передачи красоты и величия природы.
Немало садов в Японии построено на основе сюжетов из древних поэм. Появление образов «Семь растений весны» или «Семь цветов осени» относят примерно к IV веку. Уже в период с 1600 года понятие «садовник» стало устойчивой профессией, которая сделала возможность передачи методик и знаний систематически и по наследству.
Одно из наиболее известных растений в Японии – сакура (цветущее розовыми косточками дерево) – это художественный образ, олицетворяющий стойкость и чистоту, поскольку цветки сакуры никогда не вянут на дереве и облетают абсолютно свежими и живыми, и опадая, розовым «снегом» еще насколько дней лежат на земле. Бамбук считается символом мужества и благородства, сосна – долголетия и вечности. Еще одно растение, к которому японцы относятся с особым вниманием, - это Лотос. Он символизирует чистоту не подверженную воздействиям негативных проявлений реального мира. И главное – Лотос тесно связан с образом Будды, которого часто изображают сидящим в цветке Лотоса.
Не смотря на великую любовь японцев к растениям, именно в японском садоводстве произошло явление, не имеющее аналогов в садовом искусстве других стран. Именно в Японии появились сады, где растений может не быть вовсе… Напрашивается вывод, что для Японского сада не так важен вид используемого растения, сколько заключенная в нем символика, образ, рожденный формой, запахом, цветом, историческими событиями, связанными с ним, традициями, обрядами. Поэтому растения наряду с камнями, гравием, архитектурными элементами (пагоды, фонари, изгороди) – это лишь материал, которым пользуется садовник, как художник красками, в зависимости от мастерства, заменяя их одно на другое.
Ландшафты традиционного японского сада не содержат в себе широкой гаммы цветов, более характерной для садов запада. В отличие от европейских, где цветочное оформление часто является самостоятельным композиционным элементом, а подчас и главным (партеры регулярных садов), в традиционных японских садах цветы – это всегда лишь дополнение к чему-то, штрих, усиливающий впечатление и не более. В основе этого лежат философские принципы, призывающие не «улучшить» или «украсить» природу, а лишь более контрастно выявить ту красоту и гармонию, которая уже заложена в ней самой.
Подводя черту под этим обзорным материалом, можно совершенно определенно сказать, что интерес к Японскому искусству создания садов очень высок во всем мире последние сто лет и не только не ослабевает, но и возрастает с годами.
Автор: Ольга Грозина
myGarden.ru »2012-2-27 17:54