Где светить будем?
С практической точки зрения парк можно разделить на несколько нуждающихся в освещении зон. Прежде всего это въезд на участок, где должны быть расположены автоматически включающиеся лампы, освещающие подъездной путь. Во-вторых, это вход в дом. Находящиеся здесь светильники исполняют декоративную и одновременно утилитарную функцию, ведь ступеньки (а у нас почему-то все дома делают со ступеньками) не должны стать неожиданностью для входящего. Следующий пункт программы - дорожки и тропинки. В соответствии с контуром освещения обычные фонари высотой один метр должны стоять на расстоянии примерно пяти метров друг от друга. Если дорожка достаточно извилиста и обсажена высоким кустарником, то расстояние между фонарями следует уменьшить. Очень красивы низкие фонарики, но в наших климатических условиях они требуют дополнительного ухода, потому что зимой их засыпает снегом и кто-то обязан его осторожно убирать. Если это условие выполняется, из ямок между сугробами синими зимними вечерами льется свет, сообщающий всему пейзажу волшебное очарование. Высокие фонари также неплохи, но лучше, если они будут не менее двух метров "ростом", потому что светильник, висящий на высоте 150-180 см, не столько исполняет свою непосредственную функцию, сколько слепит глаза.
Четвертая зона - "зона безопасности". Место, где расположены камеры слежения, должно быть в достаточной мере освещено, при этом нужно, чтобы луч не бил прямо в объектив камеры. Такой "зоной безопасности" может быть, например, периметр участка.
В-пятых, существует декоративная подсветка, разрабатываемая ландшафтным архитектором в зависимости от особенностей участка и создающая новый образ ландшафта.
Я поведу тебя в музей
Сделать музей из своего сада - проще простого. У вас есть место, которое вам особенно нравится - дерево с причудливо изогнутыми ветвями, альпийская горка, скамейка или увитая розами пергола. Вам бы хотелось наслаждаться красотой этих объектов не только днем, но и вечером. В таком случае вам стоит только решить, что вам более по душе - направленный или рассеянный свет. Ну и, естественно, какого цвета свет вы предпочитаете. Желтый оттенок ламп прекрасно сочетается с зеленой травой, да и вообще теплые тона делают садик более уютным, пространство - камерным. Все мы немного дети, и далеко не каждый "ребенок" с возрастом перестает бояться темноты. Правда, деловые женщины редко в этом признаются, а уж мужчины - даже совсем не деловые - никогда. Дизайнеру приходится быть психологом, чтобы понять, что человеку ближе - интрига или уют, и если последнее, то не стоит увлекаться холодным белым освещением в стиле хай-тек или мрачноватыми лампами с фильтрами темно-красного, да и вообще темного цвета. Зато свет прохладных оттенков зрительно увеличивает пространство и станет хорошим помощником для тех, кто хочет, чтобы с наступлением ночи сад казался больше. В том случае, когда в саду выбирается несколько подсвечиваемых теплым светом симпатичных объектов, которые зрительно соединяются между собой линиями дополнительной подсветки, пространство внутри превращается в подобие комнаты со стенами из света, в которой люди, не имеющие склонности к приключениям, чувствуют себя психологически комфортно.
Некоторые предметы наиболее выигрышно смотрятся, если их подсветить сверху. Крона дерева, подсвеченная таким образом, выглядит как иллюстрация к сказочной повести, однако за ветками, в которых запутались звезды, скрывается нелегкий труд дизайнера, которому каждый раз приходится решать вопрос, каким образом замаскировать необходимые провода и не причинить вреда растению. Ведь в случае использования обычных, сильно нагревающихся ламп накаливания почти неизбежен ожог листвы. Неприятности возможны и зимой, когда листья отсутствуют. Почки, "спящие" при нормальной зимней температуре, реагируют на ее повышение, которое происходит вблизи даже маленьких лампочек. Зимний световой день короток, освещение включают уже в 16-17 часов, и дерево, опутанное, например, светящейся сеткой, "прогревается" иногда до полуночи, а иногда и до утра. В результате такой мощной "тепловой атаки" почки просыпаются, а после выключения ламп мороз опять вступает в свои права... А потом дерево, как правило, заболевает. Этот пример - один из многих - доказывает, что дизайнер, занимающийся освещением сада, должен очень точно представлять возможные последствия, всю будущую картину в целом и, что очень важно, технические характеристики разнообразных ламп. Это высокотехнологичное направление должно находиться в ведении специалиста.
Счастье - дело техники
С технической точки зрения ситуация в области паркового освещения сложилась двоякая. С одной стороны, существуют обычные недорогие фонари, которые, вне зависимости от того, в каком стиле - классическим или современном - они выполнены, страдают одним недостатком, а именно - недостаточной устойчивостью к погодным условиям. Под снегом и дождем, которые гостят в нашем благословенном отечестве большую часть года, они быстро ржавеют и портятся. С другой стороны, на российский рынок пришли - отчасти из-за рубежа, отчасти из ранее "закрытых" отечественных КБ - различные новые технологии, позволяющие решить самые сложные вопросы в области освещения сада оригинально и со вкусом, но - за большие деньги. К услугам дизайнеров и хозяев участков все - долгий срок службы, экономичность, умеренный расход электроэнергии, фантастическое разнообразие цветов - далее по списку, - если есть возможность заплатить за одну маленькую лампочку сумму, сопоставимую с ценой большого обычного фонаря. Почему такие затраты иногда бывают необходимы?
Сейчас при строительстве коттеджных поселков каждый дом получает определенное - сравнительно небольшое - количество электроэнергии, и задача архитекторов - рассчитать, какую часть этой энергии могут потреблять садовые светильники. Стандартный лимит - 16 кВт единовременной нагрузки. Это приводит к увеличению спроса на энергосберегающие лампы. По многим показателям лидируют светодиодные лампы. Хотя цены на них можно назвать весьма и весьма высокими, диодные лампочки хороши уже тем, что они пригодны для подсветки растений с близкого расстояния. Повышение температуры поверхности лампы, проработавшей много часов, настолько незначительно, что исключает неприятные тактильные ощущения при непосредственном прикосновении. Кроме этого, они имеют очень высокий КПД. Однако по светоотдаче они не настолько мощны, как люминесцентные и металлогалогенные светильники. Вторым достойным внимания knowhow является постепенно проникающая в область садово-паркового освещения RGB-технология. Эта аббревиатура расшифровывается как red+green+blue (англ.). При ее использовании нужные цветовые оттенки достигаются смешением в разных пропорциях трех основных цветов, причем свет идет из одного источника. Надо, однако, уточнить, что он может состоять как из одной, так и из трех объединенных воедино лампочек. Возможность смешивать оттенки в пределах одной лампочки, имеющей несколько более сложную конструкцию, чем входящие в состав RGB-трио одноцветные лампы, была достигнута не так давно. В этом случае колористический эффект становится более чистым.
Постепенно решается вопрос о повышении эксплуатационных качеств садовых светильников. У профессионалов пользуются уважением некоторые осветительные приборы из Германии и Италии, которые не боятся не только дождя, но даже очень сильного ливня.
Достаточно непросто подобрать технически правильную подсветку и для зимнего сада. Например, нередко в российских зимних садах используются лампы того же типа, которые применяются в супермаркетах для подсветки витрин с мясопродуктами. Это нонсенс, поскольку такие светильники исключают из спектра зеленый цвет! Говяжье филе при таком освещении имеет красный цвет очень свежего мяса - значительно более свежего, чем это есть на самом деле, - но представляете, как выглядит лишенная зеленого оттенка листва? Она становится тускло-болотной, и человек, приходя в свой зимний сад, на оборудование которого он потратил значительные средства, перестает получать от него удовольствие. Каким образом стало возможно столь анекдотичное явление? Все очень просто - "гастрономические" лампы активизируют рост растений, чем и приглянулись агрономам. Однако это далеко не единственные светильники, ускоряющие рост. Просто дизайнер, подбирая осветительные приборы для зимнего сада, должен помнить, что имеет дело не с теплицей для помидоров, и буйная поросль должна не только быстро тянуться вверх, но и в первую очередь радовать глаз. У ламп же, предназначенных для выращивания растений в закрытом грунте (то есть в теплицах), вообще, как правило, очень низкий процент цветопередачи. Собственно, этим грешат многие светильники, даже в универсальных магазинах процент цветопередачи, обеспечиваемый лампами, обычно не более 50. Для зимнего же сада желательны лампы с цветопередачей более 80%.
- Именно такие лампы наша компания старается использовать, работая над проектами зимних садов, - говорит Сергей Козлов, инженер компании "Славутник". - Кроме этого, зимнему саду весьма "показаны" умные светильники, увеличивающие интенсивность освещения в зависимости от потребностей растений и длины реального светового дня. Это не только удобно для цветов и кустарников, но и помогает экономить электроэнергию. Среди зарубежных производителей осветительных приборов для зимних садов наибольшим уважением пользуются Phillips, Osram и недавно открывшая свое представительство в Москве Sylvania, имеющая наиболее широкий ассортимент профильной продукции".
Умный сад
Торжеством высоких технологий стал "умный сад", начиненный техникой не менее, чем "умный дом". Специфика умного сада в том, что он может удовлетворять самые разнообразные эстетические и практические запросы своего владельца. Причем освещение играет в этом процессе главную роль. Управление умным садом осуществляется с помощью компьютера, для которого пишется специальная программа, отвечающая индивидуальным потребностям заказчика. Возможно несколько режимов работы программы. В режиме ожидания сад освещается несколькими дежурными светильниками, установленными в ключевых узлах. Оснащенные датчиками движения лампы включаются в случае появления человека в поле их зрения, выполняя таким образом две функции - повышение уровня комфортабельности и обеспечение безопасности. Легальные посетители не рискуют споткнуться на темных дорожках, а незваные гости не останутся незамеченными даже под покровом ночи. В домашнем режиме сад освещается теплым неярким светом, создавая впечатление уюта и гармонии. Возможна подсветка некоторых объектов, наиболее нравящихся хозяевам сада. Самый интересный режим - праздничный. Под него пишется специальный сценарий, включающий световое и музыкальное сопровождение, ритмы которого должны соответствовать друг другу. Сценарий может быть написан на классическое либретто. Участниками спектакля становятся деревья, фонтаны и статуи. Подсвеченные с разных сторон цветными лучами, интенсивность которых постоянно меняется, скульптуры будто оживают, начинают двигаться, почти танцуют. Свет волшебным образом преображает листву кустарников, и она становится то по-осеннему золотой, то нежно-зеленой, как ранней весной, то пурпурной, как листья экзотических растений в джунглях. Фонтаны, форсунки которых управляются дистанционно в соответствии с той же программой, выпускают струи разного размера и направления, которые подсвечиваются то розовым, то сиреневым, то жемчужным, играя и переливаясь на фоне ночного неба. В саду попеременно зажигаются светильники, выхватывающие из темноты то перголу в побегах вьющейся розы, то оригинальный камень своеобразной формы, то маленький пруд с копией древнегреческой статуи на берегу. По саду бродят разноцветные тени, а в ветвях дуба загорается золотая луна, даже если ночь на самом деле безлунная.
Подобного рода проект был реализован совестно Мастерской Уварова и фирмой "Палисад", причем первая решала инженерные вопросы, а второй принадлежит заслуга создания парковых декораций. Можно только удивляться мастерству дизайнеров, сумевших так искусно замаскировать светильники и колонки, что зачастую невозможно догадаться, откуда идет звук и появляются лучи света. Приоткрывая один из секретов, можно сказать, что некоторые колонки были спрятаны в лежащие на траве... валуны. Правда, ненастоящие. Для определения смысла данного типа деятельности Владимир Уваров использует термин "интерактивный сад".
В рамках интерактивного сада особенное значение имеет подсветка малых архитектурных форм, а также освещение изнутри и снаружи возможных гротов, искусственных водопадов и бассейнов. Последнее особенно трудно, так как требует специальной аппаратуры и не боящегося воды короба для нее. Одним из немногих производителей, делающих "саркофаги" для подводных светильников, является российская компания "Глубина".
Специфика интерактивного освещения состоит в том, что позволить себе такие чрезвычайно дорогие развлечения могут только богатые люди, не склонные демонстрировать всем свои владения. Каким же образом можно увидеть своими глазами воплощенные проекты, описание которых на бумаге не может передать их уникального своеобразия? Некоторые объекты доступны-таки для широкой публики. Например, созданный фирмой "Аквалайт" замечательный фонтан "Музыка Славы" в Кузьминках, построенный к юбилею Победы. Гибкое управление форсунками сочетается в нем с гибким управлением светом.
- Возможности такого типа игры света почти безграничны, - замечает Сергей Плужник, дизайнер компании "Аквалайт". - Все зависит от пожеланий заказчика. "Музыка славы" - достаточно спокойный, серьезный фонтан. Водоемы в частных владениях представляют больше простора для экспериментов. Помимо шоу с музыкой, когда фонтан работает в ритме какой-то мелодии, переливаясь при этом всеми - или несколькими - цветами радуги, существуют и другие интересные варианты. Например, с помощью специальной установки - лазера или проектора - на воде рисуются рыбы или лебеди, что добавляет представлению фантастическую нотку. Для того чтобы сделать фонтан светящимся, следует правильно расположить светильники. При горизонтальном направлении струй свет располагается по ходу движения. Если струя плотная или высокая (2 м и более), лампы подсветки располагаются вокруг нее радиально. Применение светодиодных светильников благодаря высокой скорости срабатывания дает возможность достичь эффекта стробоскопа, заставляя струи мерцать разными цветами. Галогенные светильники в таком режиме быстро перегреваются. Словом, доскональное знание технических характеристик ламп в данном случае не менее необходимо, чем художественный вкус".
Источник: Журнал «ЭлитДом»
myGarden.ru »2012-4-29 21:04