Ковка - на пике
Почему народ так западает на металлическую лозу, витые вензеля и устремленные ввысь пики, понять не сложно: красиво это, изящно. Помните знаменитую байку об англичанине, пробывшем в Питере всего один день? Осмотрев кованую ограду Летнего сада, он якобы тут же отбыл на родину, заявив, что самое замечательное в России уже видел. Солидные кузнечные фирмы могут воссоздать любую историческую решетку. В их портфолио также огромное количество современных узоров. И все же приятно осознавать себя владельцем эксклюзива.
Перед тем как оформить заказ, на участок обычно высылают архитектора, он фотографирует постройки с разных сторон и после колдует над эскизами. Утвержденный вариант вычерчивают в масштабе 1:1. На его основе из стальной полосы изготавливают формы, а уж по ним мастера гнут, тянут, плющат и крутят фрагмент за фрагментом. Зачастую эскизное предложение делается бесплатно, так сказать авансом. Мало того, рисунок могут отдать на руки для семейного обсуждения (пытаться воплотить его в жизнь в более дешевом месте: не следует обязательно будет упрощен). А вот чертеж в натуральную величину клиенту скорее всего даже не покажут – это интеллектуальная собственность авторов.
Замысловатый ажур весьма прочен. Ведь основным сырьем служит мощный металлический прут квадратного сечения со стороной 10 - 40 мм, который принимает причудливые формы под действием огня и удара молота. Элементы решетки собирают воедино с помощью сварки и хомутов, профессионально выполненные соединения абсолютно надежны. Кстати, халтура выдает себя именно некачественной сборкой: нарушается геометрия, неаккуратные швы так и бросаются в глаза. В идеале шов изначально ровный, на финише вообще практически не заметен. Его шлифуют, шпатлюют и только затем окрашивают изделие. Современные покрытия потребуют обновления раз в 3 - 5 лет. При должном уходе забор переживет правнуков хозяина. Иногда художественный замысел требует более тонкой работы. До окраски с помощью специальных приспособлений мастера придают пруту особую фактуру («кора дерева», «лоза», «бамбук»), гравируют декор (листочки-цветочки). Кстати, не следует пренебрежительно относиться к красивостям: они функциональны. Чем плотнее рисунок, тем неприступнее преграда, ну и тем дороже, конечно.
Оптимальная высота внешней кованой ограды – 1,5 - 2,5 м, однако технологически реально выполнить и 4 - 5 метровую. Секции забора монтируют на металлические, каменные или кирпичные столбы. В любом случае требуется основательный фундамент, который рассчитывается на прочность. Если тяга к прекрасному налицо, но морально вы не готовы «открыться» и только каменная стена дает ощущение покоя, что ж, позвольте себе хотя бы кружевную калитку, она не станет слабым звеном.
Литье – стиль основательных
В относительно спокойном для России текущем 2003 году исполняется 300 лет Петрозаводску, давшему этому городу имя чугунолитейному предприятию, а вместе с ними и всей российской металлургии. Производство, основанное три века назад в устье реки Лососинка, должно было обеспечивать государство пушками и ядрами. На деле карельские мастера выпускали также весьма мирную продукцию. Архитектурное литье половины Санкт-Петербурга из форм Петровского завода и его преемника - Александровского пушечного (он же Онежский машиностроительный, он же Онежский тракторный). Ограды сквера Казанского собора, набережных Мойки и Невы, перила Поцелуева моста…
Юбилейные банкеты у литейщиков особенно не затягиваются. В последнее время к чугунным изделиям проявил интерес частный застройщик, и потихоньку-помаленьку нарастает конкуренция. Во-первых, вопреки превратностям судьбы живы все знаменитые производства, во-вторых, появляются ультрасовременные цеха. Косогорское и каслинское литье конкурирует в основном благодаря известности, как теперь говорят, брендов и возможности заводов воспроизводить исторические мотивы по оригинальным, сохранившимся с прошлого века формам. Новые предприятия берут качеством, работают на импортном оборудовании с использованием лицензионных европейских технологий.
Что получит в результате заказчик, в первую очередь зависит от сырья (чугун бывает разный, в том числе непригодный для архитектурного литья), точности форм (они тоже разные – земляные, керамические, металлические), способа литья, а при ручном производстве – от квалификации конкретного мастера. Уровень исполнения определяется гладкостью металла, добросовестностью сборки, целостностью покрытия, цветовая гамма которого, между прочим, вовсе не ограничивается черным и серебристым. Как и в случае кованого ограждения, обновить противокоррозийную защиту потребуется лет через 5.
Чугун впечатляет своей монументальностью. Сразу видно – это на века, и забор, и общественный статус, и благосостояние владельца огороженной территории. Красивы комбинированные варианты. Представьте, например, глухой оштукатуренный под «шубу» бетон в пастельных тонах, украшенный контрастно-черными фигурными вставками. Предполагается, что основная постройка будет непременно массивной, отстоящей от ограды на почтительном расстоянии. Это не означает, что фанат деревянного жилища или хозяин 15 соток обязаны отказаться от литья вовсе. Низкая, до полуметра, изгородь максимально упрощенного рисунка и небольшие, но выразительные чугунные скульптуры великолепно сочетаются с бревенчатыми постройками в северном стиле.
Деревянная элита
Говорят, за границей самый престижный забор – деревянный. У нас мода только начинает оглядываться в сторону древесины, а стереотипы крайне сильны. Кому-то деревенский стиль ограды кажется примитивным, кто-то предпочитает более фундаментальные постройки. Во всех популярных книжках, например, написано, что срок эксплуатации деревянных заборов, мол, составляет всего 5 - 10 лет. Не верьте. Грамотно спроектированная и аккуратно выполненная из качественного материала с применением современных средств защиты, изгородь при должном уходе простоит более 30 лет. Вот приемы, которыми пользуются московские мастера при изготовлении элитного штакетника.
В дело идет сухая древесина хвойных пород с нормированным количеством сучков. Пиломатериал шлифуют, антисептируют, шпатлюют, добиваясь идеальной гладкости и только затем красят. Все деревянные элементы обрабатывают пропитками еще до монтажа (!). Крепеж используют только оцинкованный. Перед тем как забить, гвоздь погружают в олифу. Нижнюю часть деревянных столбов смолят и оборачивают рубероидом. Получается и надежно, и очень красиво. Вертикальные рейки толщиной 19 - 35 мм, шириной 40 - 60 мм и высотой 0,5 - 1,5 м – гладкие как пластик. Окрашенные в белое, они контрастируют с зеленью и цветами и выглядят довольно празднично.
Даже строгое соблюдение технологии, однако, не отменяет регулярной окраски (раз в 1 - 3 года) и необходимости удалять траву, которая создает повышенную влажность. Впрочем, достоинства материала заставляют мириться с правдой жизни. Подкупают простота установки, исключительно органичное восприятие в сельском ландшафте, возможность легкой замены элементов (а то и всего забора, если надоест), стилевая многовариантность. Ведь на штакетнике свет клином не сошелся. При определенных обстоятельствах, когда хочется подчеркнуть характер основной постройки, плоские планки могут уступить место круглым жердям, массивному бревенчатому частоколу либо, напротив, легкому плетню. Надо закрыть несимпатичный пейзаж? Поможет ячеистая изгородь-шпалера, увитая цветущими клематисами. Желательно зрительно увеличить территорию или сделать акцент на ее широких границах? Низкий забор в стиле «ранчо», как в усадьбе известной гимнастки, а ныне сельской жительницы Ларисы Латыниной; он состоит только из столбов и поперечин. Секции могут быть разноцветными, разновеликими, чередующимися «глухой пролет - решетчатый». Сплошное заполнение украсят резные оголовки и столбы. Что же касается деревянных ворот и калиток, то это вообще отдельная «песня». Главное, напрячь воображение и привлечь к делу стоящих мастеров.
Архитектурный фибробетон
А что, если участок граничит с проезжей частью? Найдется ли нечто оригинальное для защиты от шума и пыли? Найдется. Продвинутая альтернатива скучным бетонным секциям – наборная ограда из фибробетона. В отличие от ковки, литья и дерева материал новый. Элементы изгороди - а это наборные «доски», которые вставляют в пазы столбов, сами столбы и фиксирующие панели-оголовк - производят в заводских условиях из своеобразного «композита». Основу сырьевой смеси составляет бетон, объемно-окрашенный, армированный стальным каркасом и усиленный фибрами из полипропиленового или стекловолокна. Каркасы из проволоки увеличивают сопротивляемость искусственного камня на изгиб и растяжение, а микроармирование предотвращает образование трещин от ударных и динамических нагрузок.
Технология основана на методе вибролитья. Смесь заливается в специальные пластиковые формы с заблаговременно уложенными каркасами. Опалубка задает конфигурацию будущего изделия и фактуру его поверхности. Процесс уплотнения происходит на виброплощадке (отсюда название метода), после основательной встряски в течение 8 часов в пропарочной камере, и, наконец, наступает высвобождение из форм. Устанавливают забор не ранее 6 дней от момента распалубки, что связано с набором прочности. ОТК отбраковывает элементы, имеющие отклонение от заданной геометрии, браком считаются также выщерблины и торчащие проволочные «хвосты». Продукция с дефектами поступает в продажу уцененной. Имейте в виду: на рынке встречается дешевый фибробетон, выполненный с нарушением технологических правил. И если «честная» некондиция ставит под сомнение внешний вид забора или накладывает известные ограничения по использованию элементов, то изделия недобросовестных производителей – просто «ящик Пандоры».
Длина секции забора фиксирована, а высота зависит от количества уложенных «досок». Единственное условие – оставаться в пределах разумного, т. е. в стандартном варианте не превышать 4 м. Для более высокой ограды проводят прочностной расчет: потребуется несколько иное армирование и вероятно, другая марка бетона.
Дизайн различный. Основные цвета: красный, коричневый, желтый, серый, черный; по желанию заказчика производители отступают от традиционной гаммы. Для того, чтобы изгородь выглядела интереснее, попробуйте «поиграть» фактурами «мореной древесины», «песчаника», «облицовочного кирпича». Возьмите, к примеру, столбы «под кирпич», а заполнение – «дерево» (увидеть такой забор «живьем» можно на Рублевке, в районе Горок IХ).
Расчетный срок службы фибробетона – 50 лет. При этом абсолютно никакого ухода не требуется, поскольку материал мало подвержен влиянию климатических факторов. Окраска, произведенная «в массе», не выцветает и не нуждается в обновлении. Наконец, еще один «плюс»: технологичная сборка. Она проходит в щадящем для зеленых насаждений режиме, без участия спецтехники. Существуют подобные заборы из фактурных фибробетонных большегабаритных панелей, но для их монтажа нужен автокран.
Источник: Журнал Элитдом
myGarden.ru »2012-5-19 23:42